Проблемы малых городов сдерживают рост уровня урбанизации

Процесс урбанизации в Казахстане протекает медленнее, чем в большинстве стран со средним уровнем дохода населения или в таких странах, как Китай и Турция.

Одной из причин данной тенденции может быть относительно низкая внутренняя мобильность населения. Так, внутренняя миграция в 2010-2015 годах вызвала рост городского населения лишь на 1/5 часть.

Численность городского населения в Казахстане на 1 января 2016 года увеличилась по сравнению с 2006 годом на 13,5% и составила 9 млн 868,6 тыс. человек. Тогда же доля городского населения составила почти 57%, ненамного превысив уровень 1990 года (56,4%). Наибольший прирост населения наблюдается в Астане, Алматы и Шымкенте. К 2020 году можно прогнозировать формирование в Казахстане трех агломераций с населением более миллиона человек и одной агломерации с населением свыше двух миллионов человек (Алматы).

Города становятся центрами роста экономики региона, в них аккумулируется от 60 до 80% валового регионального продукта (ВРП).

Значительный вклад в экономику страны вносят обрабатывающая промышленность, торговля и услуги. 24% поступлений налогов и платежей в государственный бюджет приходится на долю города Алматы, 12% – Астаны. 65% налоговых поступлений в Алматы обеспечивают субъекты малого и среднего бизнеса (МСБ). В 2010-2014 годы средний рост индекса физического объема ВРП в Алматы и Астане был на 4,2 процентных пункта выше, чем средний рост индекса физического объема ВВП страны.

Экономика городов переходит от ориентации на промышленность к ориентации на сферу услуг. 70% услуг, производимых в стране, приходится на города. 44 города Казахстана, где проживает 96% городского населения, дают 65% услуг, оказанных в стране. Сфера услуг наиболее активно развивается в трех городах: 16% населения Алматы, Астаны и Атырау производит 45% услуг в стране.

По официальным статистическим данным за 2015 год, 25% активных субъектов МСБ страны, предоставляющих наибольший спектр качественных услуг, сосредоточены в трех городах: Алматы (127 тыс. субъектов), Астане (64,1 тыс.), Шымкенте (38,9 тыс.).

На 1 кв. км в Астане приходится 30,1 субъекта МСБ, в Алматы – 63 активных субъекта МСБ, тогда как в ведущих городах мира, например в Нью-Йорке, на 1 кв. км приходится 204 активных субъекта МСБ, в Лос-Анджелесе – 177,9 субъекта МСБ.

В 2014 году в среднем на одного городского жителя приходилось 23,8 кв. метров жилья, что в 2-3 раза ниже аналогичного показателя в развитых странах. По стандартам ООН на одного жителя должно приходиться не менее 30 кв. метров жилой площади.

Вокруг крупных городов в Казахстане сформировались внеплановые поселки, зачастую не имеющие элементарных удобств: воды, электричества, газа и прочего. Застройка на окраинах представлена преимущественно индивидуальными домами довольно низкого качества. Пригородные поселки оказывают давление на инфраструктуру города, в том числе транспортную. В Алматы количество автомобилей за 20 лет увеличилось втрое, и существующая улично-дорожная сеть города с трудом справляется с такой нагрузкой. При этом в мегаполисе общественным транспортом пользуется лишь треть населения; в Москве этот показатель вдвое больше. 

Во многих городах не развита система общественного транспорта и отсутствуют безопасные варианты передвижения для пешеходов и велосипедистов.

Большинство тепловых электростанций в городах Казахстана работают на угле. Износ тепловых сетей составляет 80%, что влечет высокие потери при распределении тепла.

Реализация комплексных планов развития малых и моногородов охватывает решение комплекса социально-экономических проблем. Главная проблема состоит в финансировании инфраструктурных проектов, привлечении инвестиций в развитие МСБ.

Проблемы малых городов сдерживают рост уровня урбанизации. Нужно создавать условия для комфортного проживания городского населения.

Предложения:

- расширить сеть общественных пространств через развитие новых форматов проведения досуга, реконструкцию парков и скверов;

- в городах Казахстана целесообразно придерживаться рекомендации Всемирной организации здравоохранения: минимальная площадь зеленых насаждений на одного человека должна составлять 9 кв. метров. В Алматы этот показатель составляет 6 кв. метров;

- улучшить параметры качества жилья и решить проблему стихийных нелегальных застроек. В городах обеспечить разнообразие форм жилой застройки в соответствии с предпочтениями, платежеспособным спросом и специфическими потребностями отдельных граждан;

- развивать инфраструктуру города для пешеходов, строить велодорожки и развивать систему велопроката;

- повысить приоритетность и престиж общественного транспорта, внедрение системы BRT/LRT, выделять отдельные полосы на дороге для автобусов. В крупных городах страны необходимо создать интегрированную систему, в которой все виды общественного транспорта – метрополитен, городские и пригородные автобусы, пригородные железнодорожные поезда – будут иметь удобную сеть остановочных пунктов, согласованное расписание и сквозные тарифы;

- модернизация жилого фонда по примеру Берлина (редевелопмент промышленных территорий и обновление жилищного фонда);

- диагностика состояния сетей водоснабжения и их реконструкция;

- формирование культуры обращения с отходами, создание системы раздельного сбора мусора, строительство мусороперерабатывающих заводов;

- внедрить smart-технологии во все сферы городской инфраструктуры и увеличить проникновение Интернета;

- пересмотреть статус городов, не отвечающих статусу городов по количеству жителей;

- обеспечить достоверную статистику по безработице, количеству самозанятых;

- создать внутренний рынок аутсорсинга для обеспечения занятости в малых городах;

- развивать малые города как образовательные центры.