Непредсказуемый балет

Примой «Большого» становится лишь одна, и иногда совсем неожиданно.

11 мая в прокат вышел новый фильм российского режиссера Валерия Тодоровского – «Большой». Это не очередной рассказ о конкуренции и зависти соперниц в балете, о битых стеклах в пуантах или порезанных пачках, о мозолях и тяжелых физических буднях юных танцовщиц. Это фильм о тех, кто готов ради мечты на все, и о тех, кто готов пожертвовать своей мечтой ради блага семьи. Режиссер, казалось, говорит: судьбы у всех разные и причины у каждого свои, но в итоге все приходят к одному – осознанию того, что они люди. Это фильм не о Большом театре в классическом его понимании, а о конечном пункте, куда стремятся танцоры. В России это Большой театр, в Казахстане теперь «Астана Балет». А еще это фильм о мире высокого искусства, в котором слабым не место, который впитывает как губка таланты, закаляет их, становится свидетелем нелегкого труда, переживаний и побед, а потом без сожаления заменяет другими талантливыми танцорами.

Режиссер, снявший «Бригаду», «Стиляги», «Оттепель», и в «Большом» остался верен своему стилю, развернув сюжет на фоне 1990-х годов, когда каждый пытался выжить как мог. Вот и юная Юля Ольшанская из небогатой, но работящей семьи, танцевала на рынке. И делала это с целью отвлечь людей от карманников, пока те добывали кошельки. Пластику и грацию девочки замечает проходящий мимо бывший артист балета Потоцкий, которого режиссер представил в картине жертвой «беленькой», что в тот период было явлением массовым. Украсть у него кошелек ворам не удается, зато ему удается поймать Юлю. Он пишет на нее заявление, но, понимая, что девочку отправят в специнтернат, предлагает взять ее к себе на обучение. Естественно, договорившись «как надо» с представителем силовых органов. Другого варианта, как согласиться, у маленькой танцовщицы-самоучки не оставалось. И начались занятия, которые давались Юле с трудом в силу строптивого характера.

После смерти любимого отца девочка решает ехать в Москву, поступать в балетную школу. Потоцкий вынужденно помогает ей в осуществлении желания, за что получает награду – очередную бутылку горячительного. Своенравная, но справедливая преподавательница балетного искусства Галина Белецкая, которую сыграла великолепная актриса Алиса Фрейндлих, и которая когда-то тренировала Потоцкого, видит в девочке потенциал и, наперекор общему мнению, берет на обучение. С годами мастерство Юли оттачивается, и Белецкая выдвигает ее кандидатуру на главную партию Авроры в выпускном номере.

Однако на эту роль претендует еще одна выпускница – Карина. Любимая дочь состоятельной матери, привыкшая быть во всем первой, с детства мечтавшая попасть в Большой театр и стать примой балетного мира. К удивлению, несмотря на все свои амбиции и желания, девушка играет по-честному. Однако любящая мать готова ради дочери на все. Нечаянно она узнает от Белецкой, страдающей временами болезнью Альцгеймера, о тяжелом материальном положении семьи Юли, и предлагает Ольшанской отказаться от главной партии за вознаграждение. Бедственное семейное положение и счастье матери оказывается главнее – она принимает предложение и отдает Карине роль перед самым выходом на сцену. Это сильно расстраивает Белецкую. А на следующий день престарелую женщину, не желавшую уходить на пенсию, находят мертвой в балетном классе. 

После выпускного танца карьера Карины резко взлетает вверх. Она получает главную роль в «Лебедином озере» и оказывается на сцене заветного Большого театра. А рядом та самая Юля Ольшанская, танцующая в кордебалете на вторых ролях. Казалось, весь мир рухнул, осталось только смириться с мыслью, что придется быть тенью, а не звездой. Но судьба распорядилась по-другому, вернув Юле упущенный шанс. Она случайно знакомится с напарником Карины, французом, для которого это выступление было завершающим в карьере. На репетициях он замечает талант Юли и устраивает генеральный прогон вместе с обеими девушками. А затем тайно просит свою напарницу уступить роль Юле. Под предлогом сломанной ноги Карина не выходит на сцену, что дается ей очень нелегко. Вначале Ольшанская не соглашается танцевать, но все же выходит на сцену.

Сюжет незамысловатый, но очень трогательный. Красивое и изящное искусство снаружи, оказывается сложным и тяжелым внутри. Кажущийся холодным и бесчувственным мир балета оказывается тонким и душевным. Не каждая девушка, пришедшая в балет, остается в нем до конца, многие ломаются на полпути. Из тысячи девочек, мечтающих оказаться на большой сцене, до цели доходят только десятки. Казалось бы, для чего столько жертв? Для чего все эти прыжки, фуэте, батманы, бурре в идеальных белых пачках? Юля Ольшанская задается этим вопросом, но понимает, что ответ прост – ее жизнь без балета бессмысленна.

В Казахстане балетное искусство продолжает свое развитие, а с появлением театра «Астана Балет» можно говорить о больших перспективах. Однако для кого будут все эти постановки, тяжелая работа, если в стране не будет понимающей публики. Может, имеет смысл начать пропагандировать искусство через создание подобных картин, как это делает российский кинематограф. Несомненно, стране нужны исторические очерки, фильмы о батырах, на которых дети должны учиться познавать, что такое честь и доблесть. Но без фильмов о высоком искусстве невозможно развить интеллектуальную нацию, нельзя об этом забывать.

Фильм «Большой» создавался за счет бюджетных средств и стал фаворитом россиян и государства еще задолго до того, как его начали снимать. Есть ли подобные фильмы в Казахстане, которых так страстно ждут, которые оправдывают ожидания и на которые с удовольствием пошла бы молодежь? Может, министерству культуры пора задуматься и переориентироваться, перестать бюджетировать картины, которые никто не смотрит, и дать возможность тем, кто умеет и желает, повести киноиндустрию в лучшее будущее, создавая такие фильмы как «Большой»?