Румыния находится на распутье экономического развития

Центральный вопрос наших дискуссий в Брюсселе на этой неделе является следующим: может ли Румыния, благодаря ее ключевым активам, достичь своего потенциала, чтобы стать черноморским энергетическим хабом и мостом между Востоком и Западом? 

Каждый год, начиная с 2012 года, политики и лидеры отрасли со всей Европы собираются вместе в Брюсселе на День румынской энергетики. Неслучайно, что наши встречи от 30 и 31 мая проходят менее чем через неделю после венских переговоров ОПЕК, потому как «центром тяжести» экономической и энергетической безопасности все в большей мере становится Черное море, где Восток пересекается с Западом и где Китай, как мы видим, соединяется с европейским континентом.

Действительно, Китай является другой важной темой нашей встречи, в ходе которой все мы оцениваем возобновленное обещание, взятое на себя Пекином в начале мая, о выделении 124 миллиарда долларов США на реализацию проекта экономического развития «Один пояс - один путь», охватывающего Азию, Африку и Европу, с акцентом на инфраструктуру энергоресурсов. Согласно прогнозам, в течение последующих пяти лет в экономику Румынии будет вложено не менее 11 миллиардов долларов.

Я работаю в компании KazMunayGaz International (KMGI), которая осуществляет свою деятельность на территории шести стран ЕС и 10 народов Черноморского региона, а также на нашем «родном» румынском рынке. Опыт работы в этой стране, а также деятельность в Европе и Черноморском регионе внушают мне позитивный прогноз для Румынии, KMGI и бизнеса, работающего в этом регионе, в плане развития новых деловых отношений с Китаем. Мы видим возможность преобразующих изменений на рынке, новых инвестиций, способных создать условия для того, чтобы государства и промышленные круги создавали рамки для экономических операций и подъема производительности, отказываясь от устаревших способов оборонительных решений.

Итак, центральный вопрос наших дискуссий в Брюсселе на этой неделе является следующим: может ли Румыния, благодаря ее ключевым активам, достичь своего потенциала, чтобы стать черноморским энергетическим хабом и мостом между Востоком и Западом? Это тема, которая привлекает наше внимание снова и снова, потому как мы все заинтересованы и знаем, что энергетическая безопасность обеспечивает экономическую безопасность и увеличение притока инвестиций, что способствует социальной защите и росту национальной экономики.

Мы также знаем, что средства, направленные на обеспечение энергетической безопасности, содействуют развитию демократии и повышению эффективности государственного управления, включая верховенство права и самостоятельные учреждения. Действительно, Румыния и весь регион, от Турции до Украины, Балканов и Венгрии, сталкиваются с серьезными внутренними трудностями, стремясь увеличить торговые потоки и товарооборот, стимулировать экономическое развитие и развитие рабочих мест, а также строить новые отношения между государством и частными инвесторами.

Румыния находится на распутье экономического развития. У этой страны есть шанс контролировать свое экономические и энергетическое будущее и стать образцовым примером для других европейских государств, старающихся обеспечить новые и не подконтрольные России потоки капитала и энергоносителей.   

Черноморский регион уже является основным центром, где находятся огромные энергоресурсы и промышленные объекты, благодаря многомиллиардным инвестициям, сделанным за последнее десятилетие, особенно в нефтеперерабатывающие предприятия и системы трубопроводов. Приведу лишь один пример: «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК), этот огромный взаимосвязанный энергетический коридор, этот трубопровод для транспортировки сырьевой нефти из Казахстана и России к Черному морю может удвоить свою пропускную способность до 67 миллион тонн в год, при этом почти 90% от этого объема будет поступать из Казахстана.

Казахстанская национальная нефтяная компания, добывающая более 22 миллионов тонн продукции каждый год, становится все более важным участником развивающихся государственно-частных совместных проектов во всем регионе, способствующих росту энергетического потенциала и диверсификации. KMGI владеет крупнейшим в Румынии нефтеперерабатывающим предприятием НПЗ Petromidia, куда мы на протяжении более десяти лет вложили около двух миллиардов долларов США, в новые технологии и инновации. Эти профильные инвестиции, сделанные с момента выхода на румынский рынок в 2007 году, являются причиной того, что наша экономическая деятельность и финансовые показатели показывают все более положительные результаты, признанными международными экспертами, которые считают наш завод одним из самых эффективных производственных объектов в Европе. Мы являемся крупнейшим в стране экспортером энергоносителей. Мы обеспечиваем рабочие места 5000 ратникам, и каждый год мы платим около 1,5 миллиарда долларов США в виде налогов в госбюджет, способствуя росту экономики Румынии. Мы импортируем менее 20% от наших энергоресурсов, в то время как в странах ЕС средний показатель зависимости от зарубежных поставок составляет, в целом, почти 55%. Лишь пять лет назад мы в большой степени зависели от поставок в Румынию российской нефти, чтобы покрыть нашу потребность в энергии, тогда как сегодня основным поставщиком сырья является Казахстан, покрывая около 62% от поставок.

Именно здесь все может стать очень интересным. В 2016 году CEFC, одна из крупнейших частных китайских энергетических компаний, согласились приобрести контрольный пакет акций KMGI. Эта сделка может определить дальнейшую судьбу энергоресурсов в Черноморском регионе. Компания KMGI расположена в географическом и финансовом центре этого совместного проекта. Его результатом является коридор цепочки поставок, простирающийся от Китая до Казахстана и Румынии, увеличивая свою ценность с каждым километром этого маршрута.

Это многообещающее совместное предприятие намерено вкладывать миллиарды в разработку новых проектов в Румынии и в регионе. Сделка может быть завершена этим летом, мы в ожидании разрешений из Бухареста и от антимонопольных органов ряда других стран. Общность интересов для Румынии и всего региона является очевидной: Китай обеспечивает новое финансирование, Казахстан обладает огромными ресурсами, а Румыния - энергетической производственной базой и активами.

Сделка CEFC-KMGI особенно важна и потому, что новое румынское правительство подтвердил свою приверженность идее энергетической независимости, а также взяло на себя обязательство выделять новые средства на проекты экономического развития и социальной защиты. Тем не менее, остается открытым вопрос о том, откуда будут поступать эти средства. Экономический рост не является достаточно высоким, чтобы снизить растущий дефицит, который уже превышает уровень, предусмотренный нормами ЕС. При этом, целый ряд недавних международных судебных разбирательств, в ходе которых суд вынес решение не в пользу государства, ослабили позиции Румынии с точки зрения бизнеса.

К тому же, инвесторы сомневаются в готовности румынского государства включить вопросы энергетической безопасности и защиты инвесторов в национальную экономическую повестку дня, - это два взаимосвязанных аспекта, подход к которым послужит тестом эффективности работы нового правительства и его восприятия за пределами страны. Во-первых, разрешение в кратчайшие сроки правового спора между KMGI и государством, в ходе которого наши активы были заморожены государственными органами с мая прошлого года, в нарушение румынского законодательства в части обеспечения надлежащего судопроизводства. Во-вторых, реализация Меморандума о взаимопонимании, предусматривающего, в том числе, создание совместного инвестиционного фонда с участием KMGI и Румынии, для проектов национального развития. Этот меморандум был подписан и согласован с государством в 2013 году, но с тех пор его реализация была отложена 14 раз. KMGI готова завершить согласование с государством условий, необходимых для запуска проекта, который, в рамках совместного сотрудничества, может обеспечить Румынии новые проекты в области энергетики стоимостью до одного миллиарда долларов США.

Румыния способна строить свое энергетическое будущее и стать катализатором для поставок энергоресурсов и экономической интеграции стран Евросоюза и всего региона. Эта страна располагает производственными активами и преимуществами географического расположения и поставок, чтобы служить мостом между Востоком и Западом. В конце концов, траектория развития Румынии, направление ее политического руководства и деятельность бизнес-партнеров по пути к процветающему будущему связаны обоюдным интересом.