"Чем больше доля государства, тем меньше частного бизнеса"

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
58680

Предприятия квазигосударственного сектора тормозят развитие бизнеса.

"Чем больше доля государства, тем меньше частного бизнеса" Фото: palata.kz

"Мы просто уверены, что чем больше доля государства, понятно при такой емкости рынка, который у нас есть, тем меньше частного бизнеса. Глава государства обозначил - ставка на частный бизнес. Мы ожидаем, что эта работа будет проделана. Здесь хотели бы сказать следующее – было более 600 сфер, в которых государство и квазигосударственные предприятия могли заниматься различными видами хозяйственной деятельности. Их сократили в конце 2015 года в 2 раза – сейчас более 300. Но мы считаем, что эту работу надо продолжать и считаем, что нужно поставить KPI не более 100,  и притом нужно посмотреть на принципы развитых стран", - заявил председатель правления Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблай Мырзахметов в ходе прошедших в сенате парламентских слушаниях "О законодательном обеспечении прав и интересов бизнеса и взаимодействии национальной палаты предпринимателей "Атамекен" и государства в этой сфере". По его словам,  "мы приняли так называемые правила "Желтых страниц" и на основе этих "Желтых страниц" провели с правительством ревизию. Более 270 из 300 это те сферы, которыми занимается квазигоссектор. У нас, к сожалению, сегодня именно квазигоссектор, сильно тормозит развитие бизнеса".

Снижение доли государства в экономике остается базовой проблемой реформ.

 "Вчера буквально мы проводили совет. Там есть и обучающие центры, кетеринг, но я считаю, что недопустимо, когда национальная компания создает свою "дочку" и она оказывается кетеринговые услуги, строительные, обучающие, охранные. Это все на аутсорсинге может делать частный бизнес и чем больше мы таких структур создаем, тем больше отнимаем поле для бизнеса. Просто для примера – у корпоративного университета, который есть в рамках "Самрук-Казыны", оборот 8 млрд тенге! Сами себя обучают, а весь оборот членских взносов НПП с регионов – 5,5 млрд тенге в год на что мы, 2 тыс. человек, живем и эту работу выполняем. Можно сопоставить – там только одна структура, хотя сколько можно было частный бизнес развивать", - привел пример  депутатам Аблай Мырзахметов.

Бизнес ожидает также дерегулирования и либерализации сектора МСБ.

"Самая главная работа – это масштабная ревизия, о чем уже задачу поставил глава государства", - сказал г-н Мырзахметов.

Председатель правления НПП отметил, что речь идет о снижении всех издержек бизнеса. В частности, о статистической отчетности, по занятости, налоговой, взаимоотношениями со всеми предприятиями-монополистами, доступе к государственным программам, индустриальным зонам и так далее.

"То есть весь фронт, где бизнес сталкивается с различными органами, полностью должен быть проанализирован, унифицирован, оптимизированы процедуры и фронтальное снижение издержек должно произойти", - сказал он.

Еще один блок вопросов связан с режимом налогообложения. Причем это касается как процедурных вопросов, то есть проблем с администрированием, так и величины налоговых ставок. В первую очередь это касается снижение нагрузки на фонд оплаты труда.

"Сегодня почти 40% будет нагрузка на фонд оплаты труда, и мы считаем, что это не будет стимулировать выход из серой зоны, а наоборот еще дальше будут ту зарплату в конвертах развивать. И конечно оптимизация налоговых льгот. Вчера министр финансов говорил, что у нас Налоговый кодекс через год превращается в дуршлаг, там образуются разные зоны льгот для различных сфер и отраслей, - сказал Аблай Мырзахметов. Мы считаем, что сегодня нужен трезвый, объективный анализ этих сфер. Наверно нам нужно определить приоритеты и налоговые меры стимулирования должны работать именно на привлечение инвестиций и развитие производственного сектора, приоритетных секторов для нашей отечественной экономики и бизнеса", - отметил он. Аблай Мырзахметов отметил, что налоговая сфера вышло на первое место по обращениям бизнесменов. В связи с этим необходимо совершенствование налогового администрирования и оптимизация налоговых льгот. По мнению г-на Мырзахметова, налоговые меры должны работать именно на привлечение инвестиций и развитие производственного сектора.

"Здесь мы считаем, что нужно совершенство администрирования. Безусловно, нужно максимально упрощать и здесь консенсус есть. Сейчас мы с правительством к этой работе приступили. Конечно очень важны уже детали этой работы. Наверно, мы, поработав, с лета уже начнем это с законодателями обсуждать, чтобы осенью в рамках парламента прийти к решению этих вопросов", – сказал он.

Ключевым вопросом остается и повышение доступности финансов.

"Важным является изменение мандата Национального банка. Потому что в вопросе не только в рынке сбыта, но и в доступности (финансирования – прим. автора). На уровне села это микрокредиты и сфера, связанная с "КазАгро", а для среднего и крупного бизнеса это доступность банковских кредитов и, конечно, нам нужно запускать фондовый рынок и рынок капитала. К сожалению, он в зачаточном состоянии. То мы его запускали, когда пенсионные фонды управлялись частными (компаниями – прим. автора). Да, там тоже были недочеты, но, к сожалению, мы шарахнулись, огосударствили. Теперь столкнулись с другой проблемой – сегодня, к сожалению, фондовый рынок не заработал. А для среднего и крупного бизнеса это крайне важная сфера", - сказал он.

Он отметил, что Национальный банк должен заниматься теперь и вопросами экономического роста.

"Глава государства в послании уже обозначил, что Нацбанк должен заниматься не только инфляционным таргетированием, но должен заниматься вопросами экономического роста. Мы считаем это важным. Мы знаем, что сенат дает согласие на назначение главой Нацбанка по представлению главы государства и я очень рассчитываю, что по итогам этого обсуждения сенаторы возьмут на контроль, потому что доступность капитала крайне важна. Здесь нужно очищать. Конечно, легко сказать, вопросы непростые. Руководство Нацбанка компетентные люди, но тем не менее нам надо вперед смелее двигаться, снижать базовую ставку и тем самым давать доступность кредитам", - сказал г-н Мырзахметов.

При этом он напомнил и об озабоченности общественности по деньгам в АО "ЕНПФ".

"Там, если надо, надо привлекать частников, но мы считаем, что должен быть ужесточен контроль. Мы не должны повторять тех ошибок, которые были до того как мы пенсионные фонды огосударствили, и через общественный контроль, усиление контроля регулятора, мне кажется, надо возвращать управление деньгами пенсионного фонда частникам. Жестко регулировать законодательно куда можно, на каких условиях (вкладывать средства ЕНПФ – прим. автора) и через это надо запускать фондовый рынок, доступность капиталов", - сказал он.

"Атамекен" также предлагает провести полную ревизию всех институтов развития и подведомственных учреждений, сократить количество видов деятельности для организаций с государственным участием до 100 к 2018 году, включить представителей НПП в состав проектных офисов АО "ФНБ "Самрук-Казына" и АО "НУХ "Байтерек.

Еще одним вопросом является повышение эффективности государственных мер поддержки бизнеса.

"Мы считаем, что здесь нужно сделать полный анализ всех мер государственной поддержки, "Дорожной карты бизнеса" с учетом тех приоритетов, которые есть", - сказал он.

Последним вопросом является доступ к рыночной информации.

"В век информации бизнесу крайне важно иметь доступ к информации. Это правительственное "одно окно" для бизнеса. Мы его уже подготовили. Фактически бизнесу должно быть очень удобно через окно получать. Это ЦОНы, но для бизнеса. Сегодня мы видим как ЦОНы хорошо работают, населению очень удобно. Мы уже 26 ЦОПов (центры обслуживания предпринимателей – прим. автора) создали, инфраструктуру создали. Мы все ресурсы объединим, автоматизируем.

Он отметил, что в Мангистауской области при поддержке акимата была проделана соответствующая работа.

"Налоговая, таможенная, то есть бизнесу не нужно ходить ни в один госорган. Через электронные шлюзы сообщение идет – наши эксперты контролируют. Предприниматель приходит в свой дом и получает все услуги", - сказал Аблай Мырзахметов.

Доступ к рыночной информации предлагается предоставлять и в формате В2В.

"Мы посмотрели – 140 млрд (долларов – прим. автора), цифра может плавать, но больше 100 млрд точно, потребность крупных стран вокруг нас в пищевых продуктах. Китай, Россия, Иран. Более 100 млрд. Если мы даже на 5% от этого объема будем экспортировать, а там 5 позиций, которые мы вполне можем развить, мясная, переработка, корма, масличные, то мы фактически в 2 раза увеличим объем сельского хозяйства в ВВП. И здесь огромное поле для деятельности есть", - сказал он.

"Внутри государства нужно уходить из секторов и освобождать поле для бизнеса. А вот поле деятельности для государства могло бы  быть продвижение отечественных компаний на зарубежные рынки.  И все страны так делают, транснациональные компании, все экспортеры пользуются государственной поддержкой", - отметил Аблай Мырзахметов.

Однако в вопросе развития экспорта также есть проблемные вопросы: отсутствие согласованных разрешительных  документов по ряду продукции, имеющей экспортный потенциал в КНР, в том числе по мясной и молочной продукции; ограниченная информация о предприятиях КНР, имеющих импортные квоты на ввоз пшеницы, муки и риса в Китай; отсутствие механизма подтверждения добросовестности/ китайских предпринимателей и так далее.

В связи с этим НПП предлагает сформировать график приоритетных товарных групп, по которым министерство сельского хозяйства Казахстана должно снимать торговые барьеры с КНР.  Министерство национальной экономики и министерство сельского хозяйства РК должны получить от министерства коммерции КНР информацию о предприятиях КНР, имеющих импортные квоты на ввоз пшеницы, муки и риса в Китай с последующим распространением данных материалов среди членов НПП. Также нужно привести национальные отраслевые стандарты к международным стандартам, создать B2B площадки, что позволит упростить поиск экспортного спроса.

Председатель правления НПП напомнил и о вопросе лжепредпринимательства.

"Я надеюсь, это последний год, когда эта статья, скажем так, будет жить. Потому что эту работу начинали мои предшественники, вот, Азат Турлыбекович (депутат мажилиса парламента Перуашев, председатель правления НПП "Союз "Атамекен" в 2006-2011 годы – прим. автора), и наверно мы в этом году завершим эту историю. Потому что она уже имеет не сколько уголовный характер, сколько философское значение – таким пугалом для бизнеса", - сказал он.

При этом контроль и надзор по различным сферам, полагает он, необходимо больше передавать саморегулируемым организациям.

"Делать ставку на стандарты и техрегламенты. Последнее надо сказать про импортозамещение. Нам не нужно этого бояться. Мы видим, что самая крупная экономика – Америка, объявляет о разумной протекции. Для импортозамещения мы выбрали отрасли. 12 трлн есть закупки. Это фактически 2 бюджета страны. У нас есть четкие подходы. Мы готовы четко отфильтровать, но бизнес должен взять обязательства. Долгосрочные контракты должно обеспечить государство через рычаги, которые есть", - сказал Аблай Мырзахметов.

В настоящее время отсутствуют отраслевые программы развития, транспарентная информация по планам закупок, механизм централизованного закупа, нет также вовлеченности системообразующих предприятий (СОП) в развитии местного содержания, практики предоставления off-take контрактов отечественных товаропроизводителей (ОТП), наличия международных обязательств при проведении госзакупок.

В связи с этим НПП предлагает разработать отраслевые программы развития, заключить соглашения между СОП и ОТП с утверждением рабочих программ, повысить загруженность ОТП путем заключения off-take контрактов, разработать и внедрить индустриальный сертификат, а также расширить перечень товаров, работ и услуг в рамках реестра квалифицированных потенциальных поставщиков.

Жанболат Мамышев 

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться