«Азия Авто» переносит открытие нового завода

Причина переноса запуска – ограничение финансирования. Планируются переговоры по привлечению в проект БРК.

07 Марта 2018 12:45 Автор: Артур Мискарян
«Азия Авто» переносит открытие нового завода

Запуск завода полного цикла в Усть-Каменогорске переносится на два года. Открытие завода «Азия Авто» ожидается в 2021 году. Соответствующее сообщение президента «АвтоВАЗа» Николя Мора в понедельник опубликовала газета «Ведомости».

«Строительство автозавода полного цикла (сварка, окраска, сборка) в Казахстане в рамках совместного предприятия «Азия Авто Казахстан» планируется завершить примерно в течение трех лет с настоящего момента», – сказал Николя Мор.

В 2011 году был анонсирован проект автозавода в Усть-Каменогорске, производственная мощность которого на старте составляла бы 60 тысяч автомобилей в год с возможностью расширения до 120 тысяч в год. Запуск первой очереди автосборочного предприятия планировался в 2019 году. По имеющимся в российских СМИ оценкам, общий объем инвестиций в базовые мощности завода по производству автомобилей Lada оценивается в 380 миллионов долларов.

«Мы постарались придать инвестициям, насколько это было возможно, соответствующий реалиям размер. Вместе с «Бипэком» минимизировали риски», – цитируют «Ведомости» президента «АвтоВАЗа».

Причина переноса открытия завода – ослабление тенге, падение платежеспособного спроса казахстанских покупателей и ограничение финансирования, сообщили Atameken Business Channel в пресс-службе холдинга «Бипэк Авто – Азия Авто».

«В 2014-2016 годах на фоне снижения сырьевых цен на основные экспортные продукты казахстанской экономики и ослабления национальной валюты продажи новых автомобилей в стране упали в 3,6 раза, автопроизводство сократилось пятикратно. Резкое падение платежеспособного спроса казахстанцев сказалось на всех потребительских рынках. И в первую очередь ударило по сегменту товаров длительного пользования. Начало строительства мощностей АО «Азия Авто Казахстан» пришлось на начало затяжного рыночного спада. Вместе с тем отечественные банки также оказались ограничены в возможностях финансирования крупных промышленных проектов в силу влияния негативных внешнеэкономических факторов и девальвации национальной валюты», – сообщили в компании.

На текущем этапе холдингом «Бипэк Авто – Азия Авто» инвестировано в проект свыше 62 миллионов долларов собственных средств. На площадке ведутся работы по строительству производственных цехов, завершается формирование инженерной инфраструктуры: сетей электроснабжения, водо- и теплоснабжения, дорожной сети. «Сумма общей инвестиционной емкости проекта, – сообщили в компании, – будет обнародована по завершении актуализации предложений технологических партнеров».

Основными рынками сбыта продукции нового завода станут Казахстан, страны Евразийского союза, а также республики Центральной Азии. Группой компаний «Бипэк Авто – Азия Авто» развернута собственная сервисно-сбытовая сеть на рынке России, насчитывающая 20 автоцентров в 15 городах.

По итогам 2017 года на российском рынке «АвтоВАЗ» реализовал 311,6 тысячи автомобилей Lada, это на 17% выше результата годичной давности. По итогам IV квартала 2017 года Lada увеличила рыночную долю на рынке Казахстана до 21,4%.

В 2017 году автомобильный рынок Казахстана совершил разворот к росту, чему способствовала стабилизация макроэкономической ситуации на фоне умеренной динамики нефтяных цен: рост ВВП ускорился с 1% в 2016-м до 4% по итогам 2017 года.

С января 2017 года отрасль перешла в фазу своего восстановления, автопроизводители стали наращивать объемы выпуска, с марта наметился общерыночный рост продаж. На фоне показателей годичной давности объемы выпуска отечественных автозаводов выросли в 2,5 раза и превзошли уровень 2015 года на 29%. В минувшем году усть-каменогорский завод увеличил показатели производства в 3,9 раза.

Альянс Renault-Nissan-Mitsubishi в лице ПАО «АвтоВАЗ» является держателем блокирующего пакета акций АО «Азия Авто Казахстан» (25% + одна акция). 75% акций АО «Азия Авто Казахстан» принадлежит основному инвестору в лице группы компаний «Бипэк Авто – Азия Авто».

«Перспективы участия Банка развития Казахстана в финансировании проекта – предмет предстоящих переговоров», – сообщили в пресс-службе «Бипэк Авто – Азия Авто».

Артур Мискарян