«Даму» разовьет франчайзинг

10 Ноября 2016 16:11

Фонд получит 200 млн долларов от Азиатского банка развития на поддержку предпринимательства в Казахстане.

АО «Фонд развития предпринимательства «Даму» начал финансирование франшиз. Об этом в ходе V бизнес-форума Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) сообщил председатель правления «Даму» Каныш Тулеушин.

«Мы выходим на новый пик роста. Для охвата 9 тыс. предприятий и выше мы инициировали такие инструменты как финансирование франчайзинговых сделок, финансирование факторинга, микрокредитование. За счет микрокредитования мы больше охватываем, потому что кредиты уже меньше по стоимости, а количество больше. Далее мы инициировали такие программы как «Даму-Блитц», «Даму-Оптима», то есть это и гарантии, и быстрые кредиты. Все это уже запущено с этого года», - сказал он журналистам.

В следующем году «Даму» планирует продолжить реализацию этих программ, а также инициировать проекты в области государственно-частного партнерства (ГЧП). В рамках ГЧП фонд предоставит льготное кредитование на начальном этапе реализации.

Г-н Тулеушин сообщил о завершении переговоров по привлечению 200 млн долларов у Азиатского банка развития (АБР). Данные средства уже в национальной валюте будут предоставлены фондом через банки второго уровня МСБ, чтобы последний мог избежать риска возможных курсовых колебаний.

«Сейчас ведется работа по привлечению 200 млн долларов от Азиатского банка развития. Средства будут привлечены в национальной валюте – тенге, поскольку необходимо минимизировать влияние валютных рисков для наших предпринимателей, у которых выручка в тенге, и сейчас уже основные переговоры проведены, идет чисто техническое оформление всех необходимых документов. Мы на стадии того, чтобы закончить все процедуры в конце этого года», - сообщил он.

Получателем средств АБР будет фонд «Даму» и далее фонд будет предоставлять средства через банки второго уровня субъектам малого и среднего бизнеса в национальной валюте на 5-7 лет для приоритетных секторов экономики.

«В целом, если говорить, то с учетом того, у нас только ставка СВОПа составляет порядка 7% и маржа фонда «Даму» и АБР низкая, то мы выходим на ставку в районе 13-14% в национальной валюте, но, учитывая нашу программу субсидирования, которую мы также подключаем к этой программе, я думаю, ставка для конечного заемщика составит порядка 7%», - сказал глава фонда.

По итогам пленарного заседания состоялось подписание меморандумов между фондом «Даму» и АО «Корпорация МСП» (Россия), «Белорусским фондом финансовой поддержки предпринимателей», фондом малого и среднего предпринимательства Монголии, а также между национальной палатой предпринимателей «Атамекен» и фондом малого и среднего предпринимательства Монголии.

Данные меморандумы, считает Каныш Тулеушин, предусматривают обмен опытом.

«Мы также разработали совместную дорожную карту по реализации наших совместных мер. Я думаю, все это скажется на развитии нашей взаимной торговли, инициации каких-то новых совместных проектов», - сказал г-н Тулеушин.

«Такие мероприятия, как бизнес-форум в рамках СВМДА станут площадкой для обсуждения интересных идей и предложений в части развития малого и среднего бизнеса в наших странах. То есть все мы пришли к мнению, что именно вопросы развития продуктивной занятости, решения вопросов безработицы и трансферта технологий возможно решать через взаимное проникновение наших деловых связей, и вы видите, что сегодня порядка 30 предпринимателей приехало из Китая, порядка 10 - из других стран», - считает он.

По его мнению, обмен опытом приведет к взаимному развитию предпринимательства в этих странах.

«Все самое лучшее будет постепенно распространяться, и, я думаю, малый и средний бизнес будет развиваться в наших странах», - сказал Каныш Тулеушин.

В свою очередь посол, исполнительный директор Секретариата по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВМДА) Гун Цзяньвэй поблагодарил «Даму» за организацию бизнес-форума.

«Мы очень благодарны казахстанскому фонду «Даму», потому что сегодня он выступает как организатор. Мы видим, что организация блестящая. Работа проводится на высоте», - сказал он.

Он отметил, что представляет 26 стран, которые входят в систему СВМДА, организации, которая создана по личной инициативе Нурсултана Назарбаева сразу после распада СССР.

При этом он отметил, что в плане сотрудничества по развитию бизнеса в 26 странах-участницах СВМДА имеется большой потенциал.

«Что касается сотрудничества, то я вижу большой потенциал в рамках сотрудничества в экономической сфере, поскольку мы создали каталог мер доверия, охватывающий пять измерений. Это военно-политическое измерение, экономическое, экологическое, гуманитарное и борьба против новых вызовов и новых угроз. Среди них самое главное, наверное, - это экономика. Экономика не только работает на развитие, экономика усиливает чувство безопасности. Самое главное - мы объединены в эту компанию и организацию ради общей безопасности в Азии. Была бы хорошая экономика и безопасность, стабильность уже наполовину обеспечена», - сказал он.

В связи с этим, по его словам, наращиваются темпы экономического взаимодействия, в частности, в области малого и среднего предпринимательства.

«Мы сейчас поэтому и развиваем экономическое измерение. Мы уже приняли план действия для развития малого и среднего бизнеса. Мы охватываем тоже очень много сфер - это развитие МСБ, энергетика в плане не только роста экономики, но и экономической безопасности энергетики - это как раз вписывается в китайскую инициативу Шелкового коридора. Также сотрудничество касается текстильной промышленности, металлургии. Всех отраслей экономики. Мы стараемся создать хорошую платформу, чтобы все заинтересованные страны, компании, бизнесмены объединялись на этой площадке и дискутировали. Мы помогаем всем, чтобы создать платформу, чтобы бизнесмены объединились и нашли друг друга», - сказал он.

Участники бизнес-форума могли ознакомиться с представленными предложениями в области франчайзинга. В частности, маркетолог сети кофеен JollyVolly Дания Маймакова сообщила abctv.kz, что потенциальные франчайзи (те, кто берут франшизу) на стационарную или мобильную кофейню могут воспользоваться средствами фонда «Даму» при оплате франшизы.

«Мы можем рассмотреть и такой вариант. Я думаю, что это не будет проблемой», - сказала г-жа Маймакова.

Всего в Казахстане уже работает 30 кофеен, из которых 70% являются мобильными на базе автомобиля Peugeot. Таким образом, предприниматели могут поить кофе клиентов в местах спортивных соревнований или обслуживать выездные мероприятия. Стоимость небольшого стационарного кофейного киоска составляет 6 млн тенге, мобильного – 9,5 млн тенге.

«Уже сеть крупных банков по Казахстану работает с нами и на свои крупные мероприятия, форумы, пленарные заседания», - отметила она.  

Развиваться через выдачу франшиз решила и сеть клинико-диагностических лабораторий «Олимп». Компания существует с 2007 года и имеет более 200 процедурных кабинетов, но намерена ускорить и расширить свое развитие.

По словам продакт-специалиста КДЛ «Олимп» Оксаны Усеновой, решение о запуске франшизы было принято недавно.

«Планировали начать с января 2017 года, так как компании КДЛ «Олимп» исполняется 10 лет 18 января, но так как фонд «Даму» предоставил возможность участия в данной конференции и предоставил выставочный стенд, мы с удовольствием решили презентовать именно сегодня наше открытие франшизы. Это стратегическое решение для нашей компании», - сказала она.

При этом стандартный паушальный взнос или единовременная плата за возможность работать под брендом КДЛ «Олимп» составляет 1 млн тенге.

«Мы предлагаем уже готовый бизнес с уже готовыми пакетами и решениями для бизнеса. Мы предлагаем людям получить доход от открытия наших процедурных кабинетов», - сказала она.

Сама компания уже получала средства от «Даму» на развитие своего бизнеса.

«Мы участвовали в дорожной карте бизнеса-2020». Согласно этому мы открывали крупные лаборатории, которые обеспечивают лабораторными услугами не только частных лиц, но и государственные учреждения. Для этого мы брали денежные средства у «Даму», - сказала маркетолог КДЛ «Олимп» Асель Султанбай.

Жанболат Мамышев

На правах рекламы