"Доступ к научной информации – не привилегия"

Артур Мискарян Артур Мискарян
14291

Интернет-ресурс Sci-Hub, предоставляющий пользователям бесплатный доступ к научным публикациям ведущих мировых издательских домов, по оценке газеты Washington Post ежегодно наносит ущерб в 10 млрд долларов. 

"Доступ к научной информации – не привилегия" Фото: Артур Мискарян

Один из крупнейших издательских домов Elsevier, c годовым оборотом более двух млрд долларов и основанный в Нидерландах в конце 19 века обратился в Нью-Йоркский суд с жалобой о нарушении авторских прав против создателя сайта – уроженки Алматы, Александры Элбакян. Всемирно известные издательства продают доступ к статьям по цене примерно 30-40 долларов за один документ. Однако Sci-Hub предоставляет бесплатный доступ к своей базе научных публикаций, которая насчитывает десятки миллионов документов и ежедневно пополняется. Жизнеобеспечение сайта возможно благодаря пожертвованиям пользователей ресурса со всего мира.

О своем творении и отношении к бизнесу научных изданий Александра рассказала abctv.kz в своем эксклюзивном интервью.

- Александра, расскажите пожалуйста о том, как и почему вы пришли к созданию вашего ресурса?

- Сначала я столкнулась с необходимостью "добывать" научную литературу для собственного диплома. А двумя годами позже стала участвовать в Интернет-сообществе для ученых, молекулярных биологов. Там все были заняты тем, что помогали друг другу доставать литературу из закрытого доступа. Я вовлеклась в это дело, рассылала статьи нуждающимся по почте и получала много благодарностей.

Чтобы разгрузить себя, я пыталась обучать людей самостоятельной добыче статей, однако без хорошего владения компьютером это трудно. Тогда я сделала сайт, который максимально автоматизировал и упрощал процесс.

Идея появилась благодаря сайтам-анонимайзерам. Такие сайты позволяют обходить блокировки. У нас в Казахстане был заблокирован LiveJournal. Поэтому чтобы прочитать пост, мне приходилось копировать ссылку на него, заходить на сайт-анонимайзер, вставлять ссылку туда, и она открывалась. Очень помогло, что исходники программ-анонимайзеров были в открытом доступе. Я подумала: а что, если изменить исходный код таким образом, чтобы открывались не просто обычные ссылки, но и научные статьи? Первая версия сайта была готова за два-три дня. Я опубликовала ее на форуме, и она сразу стала пользоваться популярностью.

На протяжении следующих нескольких лет ресурс постоянно развивался, исходный код был переписан пару раз с "чистого листа". Сейчас сайт разросся в довольно крупную и сложную систему, а сначала исходный код помещался всего в одном файле.

Что помогло в развитии проекта – это поддержка пользователей. Когда возникали технические проблемы, я начинала получать много писем, где обеспокоенные пользователи спрашивали, когда сайт заработает снова, а то работа в их лаборатории остановилась.

Также ключевым стало сотрудничество с электронной библиотекой Либген, которая накапливает у себя научную литературу. Сначала я не видела смысла накапливать и сохранять скачанные сервисом статьи, они просто удалялись. Однако без создания базы сайт не смог бы вырасти до таких размеров, как сейчас.

- Вы закончили КазНТУ им.Сатпаева по специальности "Защита информации". Скажите, идея создания такого ресурса пришла к вам стенах университета? Вообще, при поступлении в университет вы уже понимали для себя, что будете работать "по специальности"?

- Идея создания ресурса пришла двумя годами позже после окончания университета. Но еще в школе я писала для себя скрипты, которые могли "воровать" научную литературу с других сайтов.

Мечта стать крутым хакером у меня была. Сначала в средней школе, а потом и в специализированной гимназии на математико-компьютерном отделении я всегда очень хорошо разбиралась в информатике и была лучшим программистом класса. Спустя несколько лет я встретила свою бывшую одноклассницу, узнав, что я учусь на программиста, она сказала, что "никто и не сомневался".

Однако в университете мне стала более интересна наука, я хотела продолжить свое обучение в аспирантуре по специальности биоинженерия. Думала, что это лучше делать заграницей. Однако поработав некоторое время в лабораториях за рубежом, немного разочаровалась в современной науке. В ней мало романтики, она очень похожа на обычную работу. Тем не менее я попыталась поступить в несколько топовых западных университетов, но меня не взяли.

Тем временем я подрабатывала программистом на фрилансе, однако работа казалась скучной. После создания сервиса я решила поменять специальность и хотела устроиться в HR, однако меня не брали ни в одну компанию, поскольку везде требовалось образование психолога. Так что я продолжала работать программистом-фрилансером и в то время жила в Москве в общежитии. Там нас проживало 6 человек на 12 квадратных метров. Мы постоянно ругались. Как-то соседка, врач-гинеколог, высказала мне, что у меня простая работа – "кнопочки нажимать", а вот ее профессия врача заслуживает уважения, хотя денег программисты почему-то зарабатывают больше.

Кажется, я стала искать, в какое другое общежитие можно переехать, и так нашла общежитие НИУ ВШЭ, одного из топовых российских ВУЗов. Однако для этого нужно было стать студентом. Я могла поступить в магистратуру (следующая ступень после бакалавриата на бюджет). Решила поступать на специальность "государственное и муниципальное управление", к тому же тогда я стала интересоваться политикой. Скачала с сайта университета вопросы, выучила всё и какого же было мое удивление, когда я не только поступила на бюджет, но еще и набрала приличное количество баллов, а не просто плелась в хвосте.

Примерно на втором курсе я поняла, что чиновником мне быть в любом случае неинтересно. Забросила учебу и стала уделять большое количество времени своему сайту.

Сейчас я изучаю историю науки и интересуюсь текстами. Так что трудно сказать, что я строго остаюсь в рамках своей специальности.

- По данным газеты Washington Post, ущерб, наносимый издательствам от деятельности sci-hub составляет 10 млрд долларов ежегодно. Такая оценка хорошо характеризует масштабы кейса, и такой успех для хакера – это реально серьезно и круто. Иное государство не может похвастать таким бюджетом. Это создает для вас какой-то стимул, вообще, для вас это показатель развития проекта?

- В Washington Post про сайт написали сравнительно недавно, а ведь проект существует с 2011 года. Для меня это стало скорее внешним подтверждением того, что проект делает нужное дело. Мне это было понятно всегда, но теперь есть и доказательство в виде того, что о сайте стали писать в СМИ.

Стимулом для развития проекта служили благодарности пользователей сайта, и даже их требовательность – например, когда проект прекращал работу по техническим причинам, было очень много недовольных. Многие пользователи готовы были отправлять пожертвования, хотя скачивание статей на сайте бесплатное.

Некоторым стимулом стало и знакомство с идеями открытого доступа в науке – еще до создания сайта я сделала попытку открыть собственный журнал открытого доступа – то есть такой, где статьи распространяются бесплатно. Также стимулом послужило то, что проект стал своего рода борьбой против буржуев и капиталистов, несправедливо присвоивших народное достояние – научные знания.

Наконец, стимулировали развитие проекта идеи трансгуманизма и научной фантастики, представления о том, что свободное и быстрое распространение информации в обществе приводит к развитию планетерного сознания или ноосферы.

Для того, чтобы была определенная цель, я стала собирать статистику по количеству пользователей, скачивающих статьи с сайта. Соответственно, следовало стремиться к наращиванию этого показателя. Другим показателем стало количество статей, которые добавлялись каждый день в базу. На ноябрь 2014 года база содержала 31 миллион статей, сейчас накоплено более 51 миллиона.

- Как устроена работа вашего сайта? Какие хостинги обслуживают ресурс? Как происходит обработка того массива информации, которой пополняется сайт?

- Технологии, используемые в проекте, стандартные для веб-разработчика: это связка Linux, PHP, Redis, mysql и postgresql. Скачанные статьи автоматически собираются в архивы по 10,000 статей в каждом, а затем распространяются по зеркалам. Конкретные хостинги называть не буду – вдруг подслушают издательства.

Когда поступает запрос на скачивание статьи, сервис сначала проверяет, есть ли статья уже в базе проекта или ее надо скачивать. База статей сейчас распределена по разным серверам.

- Известно, что sci-hub существует на пожертвования пользователей. Расскажите о географии взносов, каких-то цифрах? Имеются ли какие-то альтернативные источники финансирования проекта?

- Я не считала статистику по пожертвованиям, поэтому чего-то определенного сказать не могу. Однако есть стереотип, что с СНГ пожертвований мало, это совершенно не так. Именно на пожертвования пользователей из СНГ сайт существовал большую часть времени, из-за границы стали собирать уже позднее. Из СНГ, как мне кажется, в основном донатит (от англ. "donate" - жертвовать. прим.авт.) Россия, из Европы Германия, в Латинской Америке заметна Бразилия. Ничего не приходит из Индии, Ирана и Китая. Просто нет достаточно удобных средств онлайн сбора пожертвований из этих стран. Кроме криптовалюты, но пользоваться ею умеет далеко не каждый человек.

Вообще могу сказать, что чем проще процесс отправки пожертвования, тем больше вы их соберете. Многие пользователи не отправят вам ничего не из жадности, а из-за лени, нежелания разбираться в том, как это сделать.

- Торрент-трекеры, на которые в последние годы обрушиваются гонения, стали практиковать использование ботов в Telegram: пользователь отправляет боту сообщение с запросом какого-то файла, и бот присылает соответствующую ссылку. Подобная схема применима для вашего ресурса?

- Применима. Уже поступали запросы от пользователей реализовать такую функцию. Недавно со мной связался разработчик, он хочет самостоятельно сделать бота, который будет проверять, есть ли статья на Sci-Hub, и если да – то выдавать ссылку. Когда его бот заработает, то можно будет использовать Sci-Hub и в Телеграме.

Правообладатели утверждают, что смогут закрыть и Телеграм в случае массового нарушения им авторских прав. Что ж, посмотрим, кто победит (улыбается – прим.авт.).

- Как вы можете оценить с точки зрения нравственности работу крупных издательств (Elsevier, Springer, и тому подобные), которые взимают плату с авторов публикаций, которые затем продают и не производят каких-то отчислений авторам?

- В науке работа автора оплачивается не с отчислений с продаж, а из финансирования, которое выделяется на научные разработки.

Но работу научных издательств я оцениваю, как неэтичную по той причине, что они закрывают человечеству доступ к знаниям.

Некоторые утверждают, будто бы закрытие доступа необходимо для существования научных журналов и оправдания расходов на публикацию, однако это не так. Например, по какой причине в закрытом доступе до сих пор находятся статьи, опубликованные 10 и более лет назад? Трудно поверить, что расходы на публикацию этих статей до сих пор не были оправданы.

Научная информация должна распространяться свободно. Наш сайт так и делает, при этом существуя на пожертвования. На пожертвованиях работают многие благотворительные и просто некоммерческие организации, в том числе достаточно крупные. Я думаю, научные издательства должны быть некоммерческими. Ведь погоня за наживой в науке – не главное.

Издательства утверждают: доступ к научной информации – привилегия, а не право каждого человека. Я не могу с этим согласиться.

- Как вы оцениваете влияние вашего проекта на рынок научных публикаций? Действительно ли вашей целью является достижение того, чтобы любая научная информация была опубликована и доступна пользователям абсолютно бесплатно?

- Если проект продолжит работать беспрепятственно – а вероятнее всего, так и будет, ведь технической возможности закрыть сайт в сети TOR, например, нет – тогда издательствам придется переходить на модели работы, при которых научные статьи публикуются в открытом доступе и распространяются свободно. Это однозначный прогресс, который ускорится благодаря Sci-Hub.

- Весь мир знает о вас как о борце за свободу распространения информации. На ваш взгляд, кто вы в глазах тех, кто эту самую информацию распространяет платно? Кто вы в глазах людей из научной среды? Кто вы для тех, кто сейчас учится в КазНТУ на программиста? И кем, по-вашему, вас считают те, кого принято называть пиратами?

- Конечно, платные научные издательства вряд ли воспринимают деятельность проекта Sci-Hub на ура. Это объяснимо. Но студенты и научные работники довольно активно используют проект, для них Sci-Hub – благо.

Трудно сказать что-либо определенное о пиратском сообществе, поскольку оно достаточно разнородно. А если бы в нашем сообществе было больше единства, то возможно удалось бы добиться отмены копирайта в очень краткие сроки.

- В Интернете есть комментарии тех, кто пользовался вашим сайтом при написании дипломных работ. Многие отмечают, что ваш сайт гораздо удобнее того софта, которым располагают университеты. Видите ли вы, что в обозримом будущем библиотеки университетов вместо громоздкого софта для работы с электронными библиотеками и подписками будут использовать sci-hub?

- Так ведь и сейчас Sci-Hub используют вместо громоздкого и неудобного легального доступа. Что касается библиотечного софта – нужно понимать, какие функции он выполняет кроме доступа к информации. Заменит их Sci-Hub или нет, другой вопрос.

 Артур Мискарян

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться