«ЭКСПО»: всемирное наследие зодчества

14 Апреля 2017 16:04

Каких-то 55 дней отделяет нас от старта Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017», которая пройдёт в Астане.

Проведение «ЭКСПО-2017» в Астане является одним из ключевых знаковых событий в жизни Казахстана. Планируется, что в течение трёх месяцев  (с 10 июня по 10 сентября) «ЭКСПО» примет более 100 стран-участниц и 10 международных организаций.

Предстоящая выставка, которая пройдёт под лозунгом «Энергия будущего», осветит одну из самых актуальных тем, волнующих мировое сообщество, – альтернативные источники энергии и «зелёные» технологии.

В настоящее время почти готов к использованию многофункциональный комплекс «ЭКСПО-2017», который станет главным сооружением выставки. В его центре будет находиться здание в виде водяного шара, символизирующего биосферу. Основным источником альтернативной энергии для комплекса будет солнечная.

Планируется, что после проведения выставки биосфера превратится в гигантскую научную лабораторию. Проработана концепция послевыставочного использования объектов. Это должен быть самодостаточный городской район, который гармонично вольется в облик Астаны, объединяя научно-технологические и культурные объекты, окруженные открытыми пространствами и жилыми комплексами, торговыми, досуговыми и бизнес-объектами.

Словом, объекты «ЭКСПО-2017» должны оставить достойное наследие, как это и было с предыдущими международными выставками, за более чем их полуторавековую историю.

В преддверии старта «ЭКСПО» мы предлагаем ознакомиться с наиболее яркими архитектурными сооружениями, которые по праву составляют золотое наследие зодчества всемирных выставок «ЭКСПО». Не все знают о том, что упомянутые выше архитектурные объекты, которые давно и по праву вошли во Всемирное наследие мирового зодчества, были приготовлены к международным выставкам «ЭКСПО». Ведь многие из них давно ассоциируются с городами проведения этих выставок.

Хрустальный дворец, Лондон, Великобритания (1851)

Хрустальный дворец был построен под руководством Джозефа Пакстона в лондонском Гайд-парке к открытию 1-й Всемирной выставки в 1851 году. Этот первый в мире объект в стиле хай-тек был возведён всего за 6 месяцев благодаря применению новаторской технологии комбинирования стекла и металла. Выставочный зал площадью свыше 90 000 м², протяжённостью 564 м и высотой 33 м вмещал до 14 000 посетителей. После выставки дворец был разобран и перенесён в южное лондонское предместье Сайденхем-Хилл, но в 1936 году был уничтожен пожаром, после чего не восстанавливался.

Здание Королевской выставки, Мельбурн, Австралия (1880)

Здание Королевской выставки было спроектировано Джозефом Ридом для проведения Всемирной выставки 1880 года в Мельбурне, в парке Карлтон-Гарденз, недалеко от делового центра города. Оно состоит из Большого зала площадью более 12000 м² и множества более мелких помещений и объединяет архитектурные элементы византийского, романского ломбардского стилей и итальянского Возрождения. Здание Королевской выставки стало первым в Австралии, которому был присвоен статус объекта Всемирного наследия ЮНЕСКО. Сейчас в нём проводятся автомобильные и цветочные выставки, школьные и университетские экзамены, рок-концерты.

Мост Александра III, Париж, Франция (1900)

Накануне Всемирной выставки 1900 года в Париже был построен один из самых красивых мостов города, перекинутый через Сену. Одноарочный мост символизирует дружбу между Францией и Россией. Его длина составляет 160 м, ширина – 40 м. Высота моста не превышает 6 м, чтобы не заслонять панорамы по обе стороны реки. Первый камень в основание моста заложил сын Александра III Николай II. Авторы моста – инженеры Жан Резаль и Амадей Альби, архитекторы – Кассьен-Бернар и Гастон Кузен. Мост богато декорирован скульптурами пегасов, херувимов, духов воды, нимф Сены и Невы, золотыми гербами Франции и России и фонарями.

Национальный дворец, Барселона, Испания (1929)

Национальный дворец был построен архитекторами Педро Кендоя Оскоз и Энриком Катала-и-Катала на территории парка Монжуик для Всемирной выставки 1929 года в Барселоне. Это громадное величественное здание в стиле необарокко было посвящено искусству графики и занимало более 30 000 м². В 1932 году дворец был расширен и перепланирован. Сегодня эта жемчужина архитектуры столицы Каталонии является Национальным художественным музеем, где хранятся более 5000 произведений испанского искусства: коллекции фресок, картины в стилях готика, классика, барокко и ренессанс. Самые ранние экспонаты датируются 1888 годом.

«Рабочий и колхозница», Париж, Франция (1937)

Монумент «Рабочий и колхозница» создан скульптором Верой Мухиной по проекту архитектора Бориса Иофана для советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже. Готовая скульптура весила 75 тонн. Для транспортировки в Париж её разобрали более чем на 65 частей и погрузили детали в 28 вагонов спецпоезда. «Рабочий и колхозница» оценивалась в то время как «величайшее произведение скульптуры ХХ века». При перевозке из Парижа в Москву монумент был поврежден, после чего изготовлен вновь и установлен перед северным входом на Всесоюзную сельскохозяйственную выставку.

Атомиум, Брюссель, Бельгия (1958)

Атомиум был создан ко Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе инженером Андре Ватеркейном и архитекторами Андре и Мишелем Полаки и до нынешнего времени очень интересен посетителям. Сооружение представляет собой модель молекулы железа, увеличенной в 165 миллиардов раз. Оно символизирует научный прогресс и мирное использование атомной энергии. Конструкция высотой 102 м состоит из  девяти 18-метровых сфер и двадцати соединительных труб. Шесть сфер доступны для посещения. Внутри располагаются  эскалаторы и соединительные коридоры, а в центральной части – скоростной лифт.

Космическая игла, Сиэтл, США (1962)

Башня «Космическая игла» была создана архитектором Джоном Грэмом ко Всемирной выставке 1962 года в Сиэтле. Сооружение, являющееся архитектурной фантазией космического века, который в принципе начался годом ранее с первого запуска в космос человека с космодрома Байконур, стало одним из символов города. Башня напоминает НЛО – на тонкой «ноге» укреплена круглая широкая часть, похожая на летающую тарелку. Несмотря на кажущуюся хрупкость, башня высотой 184 м может выдерживать землетрясения и ураганы. Её особенностью является находящаяся на высоте 159 м обзорная площадка, с которой виден не только центр Сиэтла, но и Каскадные горы, вулкан Рейнир, залив Элиот и окружающие острова.

«Хабитат», Монреаль, Канада (1967)

«Хабитат» – жилой комплекс, который был спроектирован архитектором Моше Сафди ко Всемирной выставке 1967 года в Монреале. Основой этого строения является модуль в виде куба. Всего в комплексе 354 куба, поставленных друг на друга в хаотичном порядке, в которых насчитывается 146 квартир самых разнообразных размеров и конфигураций. Такое расположение является одним из способов перенесения преимуществ пригорода в город. Оно позволяет присоединить к жилищному пространству сад, который находится на крыше нижней квартиры и даёт возможность обеспечить жилые помещения большим количеством солнечного света.

«Башня Солнца», Осака, Япония (1970)

Таинственная «Башня Солнца» художника-авангардиста Таро Окамото была возведена для Всемирной выставки 1970 года в Осаке. 70-метровая башня напоминает потустороннее существо и имеет три лица. Золотистое лицо на вершине башни представляет будущее. Сегментированное лицо на передней стороне башни отождествляет собой настоящее, а зловещее на обратной стороне – прошлое. «Башню Солнца» украшают два 24-метровых крыла. Во время выставки внутри башни находилась высокая скульптура «Дерево жизни» со свисающими меньшими скульптурами, символизирующими зарождение и эвалюцию жизни.

«Экспо-крыша», Ганновер, Германия (2000)

«Экспо-крыша» построна по проекту архитектора Томаса Херцога для Всемирной выставки 2000 года в Ганновере. Она представляет собой деревянную конструкцию из 10 соёдиненных зонтов общей площадью 16 000 м². Каждый зонт объединяет 4 сектора сетчатого каркаса из древесины, изогнутых по форме листа растения. Синтетическое  покрытие крыши собирает воду во время дождей и направляет её внутрь опор, при этом пропускает дневной свет и одновременно защищает от солнечного излучения. Повторение природного шедевра в таких масштабах сделало «Экспо-крышу» одним из главных украшений выставки.

Павильон Арагона, Сарагоса, Испания (2008)

Необычное здание Арагона было построено в Сарагосе ко Всемирной выставке 2008 года и являлось павильоном правительства автономного сообщества Арагон. Оно выполнено из стекла и стали по принципу плетения корзин. По замыслу авторов – приверженцев стиля хай-тек, это сооружение должно было отражать глубокий след, оставленный на территории Сарагосы пятью древними цивилизациями. Экспозиции павильона рассказывали об истории воды и о том, как люди учились управлять водными ресурсами на планете Земля. После выставки павильон Арагона передан под штаб-квартиру министерства образования.

«Большое О», Ёсу, Республика Корея (2012)

Ко Всемирной выставке 2012 года в Корее была выделена зона «Большое О» – вытянутая овалом часть бухты Ёсу. Обозначение  «О» символично, так как является первой буквой английского слова «ocean» (океан), что отражает морскую тематику выставки. В центре разместилась большая плавучая платформа-сцена, а за ней масштабная установка, выполненная в форме огромной «О». На сцене проводились самые крупные мероприятия выставки, включая церемонии открытия и закрытия, концерты и другие представления. Здесь же организовывалось все зрелищное наполнение выставки – световые и лазерные шоу и фейерверки.

Ильяс Омаров