Зачем Нурсултан Назарбаев поменял акимов

Аскар Муминов Аскар Муминов
134832

В Акорде пытаются выстроить баланс сил в регионах. 

Зачем Нурсултан Назарбаев поменял акимов

Смена акимов сразу в четырех областях Казахстана породила массу вопросов и теорий о причинах кадровых рокировок. Часть экспертов связала ее с процессом транзита власти, который плавно протекает в республике, другие увидели в этом признак усиления региональной политики, учитывая, что, как недавно отметил министр нацэкономики Тимур Сулейменов, в новой экономической стратегии будет сделан серьезный упор на повышение уровня жизни в регионах.

Как известно, 14 марта в ходе своей рабочей поездки по Казахстану президент в течение дня сменил акимов Карагандинской, Акмолинской, Северо-Казахстанской и Мангистауской областей.

Президент назначил акимом Карагандинской области Ерлана Кошанова. Бывший аким этого региона Нурмухамбет Абдибеков стал председателем Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета. Акимом Мангистауской области был назначен Ералы Тугжанов. Вместо Сергея Кулагина акимом Акмолинской области стал Малик Мырзалин. Кумар Аксакалов возглавил Северо-Казахстанскую область.

Нурсултан Назарбаев в ходе встречи с журналистами объяснил причину кадровых рокировок просьбой самих чиновников.

"Бывший аким Мангистауской области сам просил о должности первого заместителя министерства. Кулагин в силу возраста попросился на пенсию. Поблагодарив, я его отпустил. Абдибеков пришел на место скончавшегося руководителя Счетного комитета Козы-Корпеша Джанбурчина. Уроженца Карагандинского региона Кошанова поставили туда. Опытный парень. Думаем, все будут работать. Когда я ставлю, назначаю не потому, что я хочу потом его освободить. Я назначаю, чтобы он долго работал и приносил пользу. Надо руководителю держать возле себя людей, которые приносят успех, выполняют поставленные задачи, вместо того, чтобы он тебе приносил вопрос: "Как мне это делать?" Значит, он сам стал проблемой для тебя. От проблем, как известно, надо стараться избавляться. Только поэтому приходится освобождать. Перестановки – это жизнь, ничего застывшего нет", - подчеркнул Нурсултан Назарбаев.

Поиск "более близких"

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев заметил, что все ушедшие акимы были назначены в 2013-2014 годах и могли бы дальше работать. За исключением бывшего акима Карагандинской области, акимы Акмолинской и Северо-Казахстанской областей являлись местными, а аким Мангистауской области, как бывший нефтяник, работал в этом регионе. Каких-либо нареканий в их адрес не было. Из них только Сергей Кулагин (Акмолиская область – прим. автора) достиг пенсионного возраста, и его смену можно понять. Ни один из новых акимов не является уроженцем руководимой области и до своего назначения там не работал. Трое успели поработать заместителями акимов, но в других областях.

"Одним словом, все новые назначенцы – чистые аппаратчики и чиновники, больше работавшие в кабинетах. Вместе с тем все они входили в окружение президента: руководитель канцелярии премьер-министра, заместитель руководителя администрации президента, заместитель управляющего делами президента и заместитель председателя Ассамблеи народа Казахстана. Это дает основание предположить, что руководство в регионах решили доверить более близким к президенту людям и пользующимся его особым доверием. В прошлом году у нас парламент обновился, и произошла смена правительства. Сейчас приняты поправки в Конституцию, и, по всей видимости, осталось обновить областных акимов, что мы и наблюдаем. Таким образом, очевидно, что завершается некая подготовка, чтобы в случае чего везде были свои проверенные люди", - сказал Казбек Бейсебаев.

Политолог Султанбек Султангалиев сказал, что очень легко поддаться искушению очарования транзита власти и говорить о том, что данная беспрецедентная смена областных акимов лежит в русле транзитной политики. Однако, по его словам, это не совсем так. Он считает, что результаты хозяйственной деятельности прежних акимов не удовлетворили главу государства. Вместе с тем он назвал подобные номенклатурные перемещения не влияющими на суть процесса и качество исполнения государственной службы.

"Время показало, что мощными регионалами являются Имангали Тасмагамбетов, Крымбек Кушербаев и Бердибек Сапарбаев. Череда ротаций не является чем-то исключительным: просто совпало, что сразу были заменены четыре областных акима. Данные кадровые изменения уже не продолжатся в таком масштабе: система государственного управления вошла в свой испытанный фарватер", - подчеркнул г-н Султангалиев.

Политолог Данияр Ашимбаев считает, что для кадровых перестановок созрели необходимые условия. Так, несмотря на то, что Сергей Кулагин как опытный управленец полностью удовлетворял власти, но возраст дает о себе знать, и в такой ключевой области, как Акмолинская, территориально окружающей Астану, нужен более молодой руководитель. Акимы Карагандинской и Северо-Казахстанской областей, по предположению г-на Ашимбаева, могли лишиться своих кресел из-за падающих экономических показателей этих регионов. Что же до экс-акима Мангистауской области Алика Айдарбаева, то он засиделся в регионе, и его опыт сейчас востребован в Астане, убежден эксперт.

Президент послал сигнал

Политолог не согласен с точкой зрения, что у новых назначенцев нет опыта работы "в поле" и что они лишь кабинетные чиновники. Так, новый аким Карагандинской области Ерлан Кошанов работал председателем Джезказганского областного комитета внешнеэкономических связей. Аким Акмолинской области Малик Мурзалин был первым заместителем акима Северо-Казахстанской области, в то время как новый глава СКО Кумар Аксакалов ранее занимал должность акима района в Костанайской области. Новый глава Мангистауской области Ералы Тугжанов был в свое время заместителем акима Карагандинской области.  

"Я думаю, что, помимо чисто практических задач, которые решали последние перестановки, со стороны президента было важно послать месседж о том, что кадровый резерв есть, а незаменимых – нет. Обратите внимание, что в основном речь идет об относительно молодых людях с точки зрения современного понимания возраста политика – 50-55 лет. У всех опыт, очень хорошее образование, предполагаю, что таким образом глава государства ответил на критику тех, кто говорил на примере экс-министра нацэкономики Куандыка Бишимбаева, что кадровая политика, связанная с отправкой молодежи по программе "Болашак" на Запад, провалилась. Мол, молодежь ничего не смогла изменить, а старых проверенных, но в то же время относительно дееспособных кадров нет. В действительности, люди есть, главное – дать им шанс. Вместе с тем кадровая проблема в целом стоит, и она достаточно острая, в том же интервью журналистам президент заметил, что самое сложное для него – это принимать кадровые решения", - сказал Данияр Ашимбаев.

Политолог Айгуль Омарова считает, что власти страны озабочены ситуацией в регионах. И новые кадровые перестановки руководителей областей тому свидетельство.

"Двое из назначенцев широкой общественности малоизвестны. Я имею в виду нового акима Северо-Казахстанской области Кумара Аксакалова и акима Акмолинской области Малика Мурзалина. Что касается Ералы Тугжанова, назначенного акимом Мангистауской области, то он считается хорошим управленцем, неплохо проявил себя и в качестве заместителя руководителя Ассамблеи народа Казахстана. Человек, умеющий находить общий язык с представителями различных национальностей, всегда ценен, а в Мангистауской области, где много иностранных компаний, тем более необходим. Если же говорить о Ерлане Кошанове, то человек не понаслышке знает, что такое Карагандинская область. Сегодня в области много проблем, одна из которых может обернуться трагедией в любую минуту – я говорю о паводковых водах, которые могут опять превратиться в наводнение. Мне хочется верить, что Ерлан Жаканович сможет справиться с этими проблемами. Чем вызвана перестановка акимов? На мой взгляд, речь идет о постепенной замене старых кадров на новые во всей вертикали власти, и потому ротация среди областных руководителей лишь звено в системе", - сказала она.

С политическим чутьем

Политолог считает, что сейчас власти озабочены тем, чтобы решить как можно эффективнее те задачи, которые время выдвигает на первый план. Здесь и борьба с терроризмом, противостояние различным религиозным движениям, экономика. К тому же на местах все проблемы более выпуклы и потому требуют незамедлительного разрешения. Вместе с тем эксперт заметила, что не всегда перемена руководства приносит те результаты, на которые рассчитывает руководство страны. Поэтому делать прогнозы сейчас, как сработают назначенцы, довольно сложно, в том числе и самой власти. В определенной степени происходящее также можно назвать попыткой ослабить региональные элиты, считает Айгуль Омарова.

Политолог Эдуард Полетаев также не разделяет мнения, что новые акимы – классические аппаратчики, так как каждый из них прошел определенный путь и имеет в том числе "региональную закалку". Он считает, что новые главы областей, помимо чисто хозяйственных функций, должны будут заниматься и решением конкретных политических задач, так как время диктует новые задачи и для региональных управленцев. В силу неминуемого транзитного процесса быть только хорошим хозяйственником без политического чутья для главы того или иного региона уже мало, поэтому, по словам политолога, не удивительно, что акимами стали в том числе люди, ранее ответственные за идеологию в стране, и бывшие работники аппарата президента.

Вместе с тем эксперты не исключают, что это далеко не все кадровые перестановки, и после окончания праздников возможны другие отставки и назначения. Так или иначе, но, вероятно, в условиях транзитного процесса роль региональных элит будет иметь определенное значение, и этот фактор не могут не учитывать в Акорде.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться