Алматинские супермаркеты выводят статистику из тени

Переток покупателей в крупные магазины сказывается на официальных данных объема торговли.

27 Марта 2018 11:30 Автор: Римма Гахова
Алматинские супермаркеты выводят статистику из тени

Об этом свидетельствуют данные Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК. Если в январе-феврале прошлого года крупные магазины в общей массе торговых предприятий в Алматинской области имели удельный вес в 30,9%, то в этом году – 38%.

При этом удельный вес малых торговых точек в январе-феврале 2018 года снизился до 53,9% (в аналогичном периоде 2017 года он составлял 62,1%), индивидуальных предприятий – до 35,3% (в январе-феврале прошлого года этот показатель доходил до 38,4%), средних магазинов – до 8,2% (7,0%).

Значительно вырос и объем торговли в регионе: в январе-феврале 2018 года он достиг 48,7 млрд тенге, в аналогичном периоде 2017 года составлял 39,3 млрд тенге. В среднем объем розничной торговли в Алматинской области вырос на 14% по сравнению с прошлым годом. Это самый большой показатель по республике.

По мнению руководителя по маркетинговым исследованиям в Алматинской области консалтинговой компании MG First Ольги Чернышовой, на рост статистических показателей положительно повлияли несколько факторов. Во-первых, выросло число крупных магазинов в Алматинской области. По ее данным, только торговая сеть «Магнум» открыла в прошлом году несколько филиалов. Новые магазины открылись в Алматы, Талдыкоргане и Каскелене. Во-вторых, покупателям удобнее тратить деньги в одном месте, не распылять их по рынкам. В-третьих, некоторые товары в супермаркетах стоят дешевле, чем на рынках. В этом году в Алматы проходило очень много фестивалей скидок, инициатором которых являлся акимат города. В результате супермаркеты составили достойную конкуренцию рынкам. Также она отметила, что в данный момент доступ на некоторые рынки в Алматинской области затруднен из-за развернувшихся рядом ремонтных работ. Например, за рынком «Алтын Орда» ведется расширение трассы, что затрудняет проезд к торговым рядам. Завершение строительно-монтажных работ планируется в 2019 году. Также она отметила, что интерес к вещевым рынкам пропадает, так как алматинцы открыли для себя международный центр приграничного сотрудничества «Хоргос». По словам г-жи Чернышовой, барахолка уже не кажется такой привлекательной для потребителей.

Что касается роста объема торговли в Алматинской области, то, по ее мнению, он тоже связан с приобретением товаров в крупных магазинах.

«В супермаркетах сложнее скрыть доходы от налоговых служб, поэтому данные, которые были за гранью статистики, теперь видны. Скорее всего, прирост объема торговли – это то, что уходило в тень на базарах. Сейчас в крупных магазинах очень редко можно получить отказ по обслуживанию клиента с платежной картой. Крупным компаниям ежеквартально нужно сдавать налоговую отчетность. К тому же сотрудники Департамента госдоходов могут напрямую работать с управляющими компаниями, а те в свою очередь с арендаторами», – пояснила она.

В свою очередь вице-президент Ассоциации торговых предприятий Казахстана Жибек Ажибаева отметила, что статистика торговли имеет «плавающий» характер и уже в марте ситуация может измениться. По ее словам, начиная с весны жители Алматинской области снова пойдут на базары.

«На рынках чаще делают скидки. Даже если у покупателя не хватает на что-то денег, продавцы идут на уступки. Кроме того, базар – это место для общения, и продукты на рынках можно пробовать», – пояснила она.

Римма Гахова