Авиабезопасность: инвестиции или бремя?

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
4107

Алматинский аэропорт просит поднять тарифы на услуги по безопасности, а авиакомпании против. 

Авиабезопасность: инвестиции или бремя?

Комитет гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию провел публичное слушание по рассмотрению заявки АО "Международный аэропорт Алматы" на утверждение предельных уровней тарифов и тарифных смет по регулируемой услуге обеспечения авиационной безопасности. В целом тариф предлагается поднять на 146,7%. Ключевое обоснование – необходимость обновления систем по обеспечению безопасности. 

Глава отдела ценообразования и работы с антимонопольными органами аэропорта Арнат Ахметжанов объяснил, что уже сегодня услуга по обеспечению авиационной безопасности является убыточной, поскольку ее себестоимость в 1,7 раза выше назначенного тарифа.

"В связи с убыточностью данной услуги, а также необходимостью модернизации оборудования, отвечающего требованиям международных стандартов, аэропорт Алматы направил заявки на утверждение инвестиционной программы с учётом их увеличения. Общая сумма инвестиций с 2017 по 2021 год составит 1 млрд 789 млн тенге", – сказал он.

Итогом этой программы должно стать существенное улучшение качества услуг по безопасности и досмотра. 

Вице-президент по безопасности аэропорта Алматы Алибек Мажикенов подчеркнул, что и сегодня в аэропорту соблюдаются все требования по безопасности. И даже привел такую статистику: в 2014 году было изъято и не допущено на провоз 5143 предмета, в 2015 году – 5502, в 2016 году – 6486, и только за восемь месяцев 2017 года – 3582 предмета. 

Тем не менее, аэропорт является "объектом, уязвимым в террористическом плане".

Г-н Мажикенов напомнил, что специальным приказом утверждены требования по антитеррористической защищенности объектов. И именно для выполнения положений приказа и планируется реализовать масштабную программу. 

В первую очередь, необходимо сменить ограждение. Планируется установить "умный забор" – полностью радиофицированные индукционные датчики, которые дают сигнал на пульт управления или на центральный оперативный пульт о тех или иных инцидентах.

"Чтобы данное оснащение полностью и гармонично работало с центром оперативного управления, необходимо установить 255 цифровых видеокамер, сканирующие радарные устройства. Тогда мы сможем добиться интегрированной программы для создания "умного забора" по всему периметру аэропорта", – уточнил г-н Мажикенов. 

Внутри терминала, по планам руководства аэропорта, необходимо заменить практически все рентгено-телевизионные установки, поскольку они устарели еще в 2014 году. Помимо техники, необходимо увеличить и штатную численность сотрудников и докупить специальных собак. 

Интересно, что при этом на вопрос вице-президента авиакомпании "Эйр Астана" Айдара Кашкарбаева о том, насколько сейчас аэропорт Алматы соответствует стандартам безопасности, представители аэропорта ответили категорически утвердительно. Ну а логично последовавший за этим следующий вопрос, почему же тогда сейчас речь идет о несоответствии, представители аэропорта объяснили необходимостью идти в ногу со временем. 

"Мир не стоит на месте. Те требования, которые были в 2014 году, конечно, в 2017 году повышены. Научный, интеллектуальный подход изменился. Поэтому меняется мир – меняемся мы, и мы хотим быть в ногу со временем. Ну и посмотреть на три года вперёд", – заявили представители аэропорта. 

Представитель "Эйр Астаны" Евгений Аксенов изучил финансовую деятельность аэропорта Алматы. И пришел к выводу, что аэропорт вполне может за счет собственных средств реализовать заявленную программу, не повышая при этом тарифы. Сославшись на данные консолидированной финансовой отчетности, г-н Аксенов привел такие цифры: прибыль аэропорта за 2016 год составила 3,1 млрд тенге, за 2015 год – 3,2 млрд тенге. Денежные средства на расчетных счетах в 2016 году составили 2,9 млрд тенге, в 2015-м – 1,5 млрд тенге, соответственно, за год увеличились на 45%.

"Таким образом, уровень денежных средств компании является недопустимо высоким и свидетельствует о том, что компания занимается больше накоплениями денежных средств, а не развитием и обновлением своей инфраструктуры", – резюмировал он. 

В "Эйр Астане" подсчитали и свои затраты в случае утверждения повышенного тарифа. Получилось, что только одна авиакомпания за пять лет не только компенсирует, но и существенно переплатит затраты самого аэропорта на программу модернизации систем безопасности.

"Для авиакомпании на пять лет планируется ежегодно увеличивать тарифы до 150%, соответственно, в 2017 году мы ожидаем увеличения расходов на 390 млн тенге, в 2018-м – на 420 млн, в 2019-м – на 443 млн, в 2020-м – на 469 млн, в 2021 году – на 467 млн тенге. В конечном итоге за пять лет увеличение только с "Эйр Астаной" окажется на 2,2 млрд тенге. Когда инвестпрограмма всего на 1,7 млрд тенге", – отметил г-н Аксенов. 

Пока что решения о повышении тарифа или отказе не принято. Срок рассмотрения заявки, как сообщили в комитете гражданской авиации, до 24 сентября. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться