Авторынок нащупал дно

06 Января 2017 09:01

Ключевые отраслевые объединения казахстанской автоиндустрии подсчитали продажи.

По итогам девяти месяцев текущего года на казахстанском авторынке наблюдается восстановление продаж, которое могло бы стать более очевидным, но средства госпрограммы льготного кредитования освоены полностью.

По подсчетам аналитиков АКАБ (Ассоциация казахстанского автобизнеса – прим. авт.), в период с января по сентябрь этого года официальные дилеры продали 32 581 автомобиль, КазАвтоПром приводит другие данные -- 30 759 автомобилей за этот же период. Таким образом в отчетный период ежемесячно дилеры реализовывали примерно 3,5 тысячи автомобилей. Аналитики сходятся во мнении, что при сохранении текущих параметров экономики и курса доллара есть вероятность роста продаж и наращивания объемов производства автомобилей отечественной сборки.

Снижение продаж характерно для казахстанского авторынка со второй половины 2014 года, вызванное девальвацией тенге.

«Казахстанский автомобильный рынок тяжелее других секторов потребительского рынка пережил девальвацию и другие макроэкономические потрясения. Но в текущем году продажи вышли на рыночное «плато», от которого авторетейл может оттолкнуться и начать движение вверх», - говорится в сообщении КазАвтоПром.

«Год в итоге покажет отрицательную динамику продаж, поскольку конец 2015 и первая половина 2016 года стали самым тяжелым периодом за всю историю казахстанского автомобилестроения», - сказано в распространенном АКАБ сообщении.

Напомним, что по итогам 2014 года казахстанские дилеры реализовали 163 561 автомобиль, в 2015 было реализовано 97 446 автомобилей. Тогда же аналитики АКАБ прогнозировали продажи новых автомобилей в Казахстане на уровне 70 тысяч единиц.

Лидер продаж среди автомобильных брендов за отчетные 9 месяцев – Lada, по данным АКАБ реализовано 6087 автомобилей марки, по данным КазАвтоПром – 6086. Продажи автомобилей российской марки в сентябре снизились по сравнению с показателями августа на 42%. На втором месте в общем зачете Toyota – за 9 месяцев по данным КазАвтоПром реализовано 5728 автомобилей, по данным АКАБ – 5902. В сравнении с августом продажи японской марки в сентябре выросли на 10%, чему вероятным объяснением может служить привлекательная система кредитования: официальные дилеры Toyota в зависимости от срока предлагают автомобили в кредит по ставке от 3 до 7% годовых. На третьем месте автомобили марки Renault – по информации КазАвтоПром и АКАБ реализовано 2925 и 2955 автомобилей соответственно.

Препятствием для роста продаж автомобилей в Казахстане является недоступность льготного кредитования автомобилей – выделенные государством на программу средства исчерпаны.

«Планомерному наращиванию отраслевых показателей препятствует прежде всего недоступность займов в национальной валюте. В сентябре средства госпрограммы льготных автокредитов были полностью освоены. Покупатель ждет расширения возможностей программы. 17 месяцев успешного сотрудничества государства, банков и автопроизводителей показали её эффективность в оживлении отрасли. Более того, программа приносит Нацфонду гарантированный доход в размере более 1 млрд тенге в год», - говорит председатель правления союза КазАвтоПром Олег Алферов.

По версии АКАБ в десятке брендов-лидеров продаж за январь-сентябрь расположись Hyundai – продано 2659 автомобилей, Газ – 1608 ед., УАЗ – 1221 ед., Nissan – 1103 ед., Камаз – 897 ед., Skoda – 614 ед., и Chevrolet – дилерами продано 466 авто.

Согласно статистике КазАвтоПром, на четвертом месте в рейтинге продаж также Hyundai c 2659 реализованными автомобилями, затем KIA – 2325 ед., Volkswagen – 1583 ед., Газ – 1467 реализованных авто, Уаз – 1196 ед., Nissan – 1103 ед., и 644 автомобиля марки Chevrolet.

Единственным брендом из большой немецкой тройки, попавшим в рейтинг двадцати лидеров продаж по версии АКАБ стала BMW – за девять месяцев продано 182 автомобиля. Продажи марки в сентябре по сравнению с августом снизились на 11%. Mercedes-Benz и Audi в рейтинг не вошли, хотя известно, что Mercedes нарастил сентябрьские продажи по сравнению с августом на 57%.

Разницу в результатах подсчета продаж на авторынке, где за 9 месяцев продается чуть более тридцати тысяч автомобилей, представители отраслевых объединений объясняют различиями в методике подсчета.

Артур Мискарян