БАКАД дают старт

05 Декабря 2017 11:03
БАКАД дают старт

Правительство рассчитывает, что строительство БАКАД начнется в I квартале 2018 года.

Строительство Большой алматинской кольцевой автодороги (БАКАД) начнется уже в 2018 году. Как заявил журналистам сегодня, 5 декабря, министр по инвестициям и развитию Женис Касымбек, выбранный для реализации проекта инвестор уже начинает «мобилизацию», а непосредственно к строительным работам приступит в следующем году. 

«Строительные работы должны начаться с первым теплом. Мы ожидаем, что конец I – начало II квартала [2018 года] уже строительные работы на площадке будут. Эта дорога будет строиться более трех лет», – сказал министр в кулуарах Kazakhstan Global Investment Roundtable. 

В рамках круглого стола будет подписан финальный контракт с инвестором, выбранным для реализации проекта БАКАД. По словам министра, это южнокорейско- турецкий консорциум (четыре компании), имеющий опыт в реализации подобного рода проектов. 

«Был форс-мажорный момент [в выборе инвесторов], когда конкурс проводился, это был 2016 год, как раз резкое изменение курса, поэтому очень большой переговорный процесс был, более семи раундов переговоров, – напомнил г-н Касымбек. – Было порядка 10 различных консорциумов иностранных. После осталось пять, потом было три. И вот наиболее лучшие условия определились, что турецко-южнокорейский консорциум. Этот консорциум имеет только строительство конституционных крупных проектов, намного больше, чем БАКАД». 

Проект рассчитан до 2025 года. Его стоимость составляет 180 миллиардов тенге. 

Согласно плану, эта автодорога будет платной. При этом ее введение должно значительно разгрузить Алматы. Это должна быть дорога первой категории, бетонная, на определенных участках – до восьми-десяти полос, с большим количеством инженерных сооружений. 

Напомним, БАКАД – один из самых крупных инфраструктурных проектов, планируемых к реализации в Казахстане. И, можно сказать, самый многострадальный. Первоначально предполагалось, что строительство БАКАД будет реализовываться на основе государственно-частного партнерства (по договору концессии) и будет завершено уже к 2016 году.

Проект был внесен в число приоритетных, объявлялись конкурсы по выбору концессионера, привлекались зарубежные консультанты. К примеру, в 2012 году министерством транспорта и коммуникаций, Международной финансовой корпорацией (IFC) и ЕБРР был подписан меморандум о техническом сотрудничестве по реализации концессионного проекта в дорожной отрасли Республики Казахстан. В качестве пилотного проекта была выбрана именно БАКАД, предполагалось, что зарубежные партнеры окажут техническую и правовую помощь по отбору и привлечению концессионеров, способных управлять крупномасштабными дорожными проектами, по проведению конкурсных процедур.

Проект БАКАД неоднократно презентовался за рубежом, а сумма ожидаемых инвестиций оценивалась казахстанскими чиновниками в 700 миллионов долларов. По различным причинам строительство БАКАД неоднократно откладывалось. Первоначально возникали трудности с поисками достаточно крупного партнера, затем возникли проблемы с земельными участками: часть земель, по которым должна проходить будущая дорога, находились в частной собственности.

Изъятие земель сопровождалось целой чередой скандалов: владельцы участков были недовольны низкой стоимостью, предложенной местными властями; впоследствии ряд сделок был опротестован прокуратурой, и бывших собственников изъятых земель попросили вернуть полученные деньги, поскольку в прокуратуре цену сочли завышенной.

В итоге правительством принято решение, что строить БАКАД будет национальная компания, занимающаяся дорожным строительством. Согласно проекту, БАКАД пройдет по территории Карасайского, Илийского и Талгарского районов Алматинской области.

Протяженность дороги составляет 66 километров с пропускной способностью 38 тысяч авто в сутки. БАКАД является частью международного коридора Западная Европа – Западный Китай. Проект предусматривает строительство автодороги с четырех- и шестиполосным движением технической категории «1а» с асфальтобетонным покрытием, восемью транспортными развязками и прочими сооружениями, а также интеллектуальной транспортной платежной системой.

Ирина Севостьянова