БАКАД «мобилизуют» к марту 2018 года

07 Ноября 2017 17:11
Фото: Мария Матвиенко

МИР обещает начать строительство Большой Алматинской кольцевой автомобильной дороги к концу I квартала следующего года.

«Мы планируем, что к концу I квартала следующего года строительные работы на данном участке начнутся», – сказал Женис Касымбек во вторник, 7 ноября, представляя на заседании правительства проекты государственно-частного партнерства, курируемые его ведомством. Всего таких проектов он насчитал шесть, и БАКАД был представлен первым из них.

«На сегодняшний день сторонами достигнуты взаимные соглашения по всем основным условиям договора, и переговоры находятся на стадии завершения, – прокомментировал министр степень готовности проекта к его реализации. – В целях ускорения заключения договора подписан меморандум о взаимопонимании между министерством, консорциумом и Европейским банком реконструкции и развития. Экспертная группа комиссии по концессиям совместно с консорциумом, банком, IFC и другими компаниями дорабатывают окончательную версию проекта договора», – уточнил он.

В настоящее время, по словам главы министерства, вносятся необходимые изменения в действующее законодательство в области концессии – заключение самого договора концессии по этой дороге планируется 5 декабря текущего года. «Мобилизация» же работ на 65,5 километра проектируемой автодороги, предназначенной для разгрузки сквозных улиц города Алматы от транзитного транспорта, начнется еще в декабре этого года.

«Планируем, что до 5 декабря банки-доноры по данному проекту свои кредитные комитеты проведут. И 5 декабря мы планируем уже подписание соглашения – подписание о концессии, после чего сразу же начнутся мобилизационные работы», – заявил Женис Касымбек. Ранее Женис Касымбек обещал до конца 2017 года определиться с консорциумом, который в итоге возьмется за строительство БАКАД: в июне 2017 года, по его словам, из десяти первоначальных претендентов осталось только три.

Напомним, что, по расчетам МИР, на строительство данной дороги отводится три года, то есть если работы начнутся в 2018 году, то завершить проект планируется в 2021 году. Стоимость проекта, согласно справке министерства, представленной на заседании, составляет 512 миллиардов тенге.

Все дороги пошли в обход
А вот строительство железнодорожной линии в обход станции Алматы протяженностью 74,7 километра обойдется в 72 миллиарда тенге, ее будут строить два года, но сначала завершат корректировку ТЭО и получат госэкспертизу – это планируется осуществить к марту 2018 года.

«Далее совместно с ТОО KPPF будут разработаны концепция проекта, конкурсная документация и проект договора, объявление конкурса по определению частного партнера планируется в августе 2018 года», – сказал Женис Касымбек. По его словам, эффект от реализации данного проекта – сокращение времени в пути грузов, следующих через станцию Алматы транзитом, в среднем на двое суток и сокращение объема грузовых операций на станции Алматы на 40%.

По концессионному проекту «Строительство и эксплуатация скоростных автомобильных дорог Южно-Казахстанской области» общей протяженностью 254 километра с организацией на них четырехполосного движения в обход Шымкента и Сарыагаша до границы с Узбекистаном консультантами ТОО KPPF разработаны концессионное предложение и технико-экономическое обоснование. И в IV квартале 2018 года по данному проекту будет объявлен конкурс.

В марте же 2018 года МИР обещает ввести в эксплуатацию другой свой проект ГЧП – по созданию инфраструктуры автомобильного пункта пропуска «Нур жолы» на участке автомобильной дороги Алматы – Хоргос (участок магистрали Западная Европа – Западный Китай). По словам Жениса Касымбека, его ведомство вместе с рядом других заинтересованных госорганов (комитет по госдоходам Минфина, погранслужба КНБ и министерство национальной экономики) приступило к прямым переговорам по уточнению условий договора ГЧП в период эксплуатации с частным партнером.

«По итогам этих переговоров проект договора ГЧП будет направлен в соответствующие государственные органы для прохождения экспертиз, и до конца текущего года планируется заключить этот договор», – пояснил министр.

ГЧП воздушное и приземленное
Также в I квартале следующего года предполагается в рамках ГЧП внедрить информационную систему безбумажного документооборота в области грузовых авиаперевозок (e-Freight). По данному проекту стоимостью 3,3 миллиарда тенге, который сократит время обработки груза с одного дня до одного часа, ведется работа с консорциумом компаний – казахстанского холдинга «Зерде», российского «ТрансИнфоТех» и казахстанской SecureTech Corporation.

«Разработана концепция проекта и согласована с национальной палатой предпринимателей «Атамекен», министерством финансов, министерством информации и коммуникаций», – сообщил Женис Касымбек.

«В настоящее время проект проходит экономическую экспертизу в центре ГЧП. После получения положительного экономического заключения будет заключен договор с консорциумом», – добавил он.

Ну а последний проект ГЧП, курируемый ведомством по инвестициям и развитию, касается реализации этого механизма в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

«Министерством совместно с регионами и ЕБРР с учетом всех возможных рисков и опыта развития коммунальной инфраструктуры предлагается модель постепенной, поэтапной передачи объектов ЖКХ в концессию», – сказал Женис Касымбек.  

«На первом этапе объекты ЖКХ передаются сроком на три-пять лет в доверительное управление. Цель этапа – оздоровление предприятия, достижение индикаторов эффективности, предусматривающих снижение аварийности и потерь, обеспечение сбора платежей и повышение доходности. На этом этапе также осуществляется предварительная оценка инвестиционной привлекательности объекта», – добавил он.

На втором этапе объект ЖКХ передается в концессию сроком на 10-30 лет с целью привлечения частных инвестиций для осуществления реконструкции и модернизации, а также с целью привлечения энергоэффективных технологий. По словам министра, по всем казахстанским регионам отобрано 39 пилотных проектов внедрения различных форм ГЧП.

«Наиболее значимыми проектами являются передача в доверительное управление объектов ЖКХ городов Кызылорда и Актобе, реализация которых будет осуществляться при сотрудничестве с ЕБРР, а также проект концессии – строительство опреснительного завода в Мангыстауской области, по которому сейчас идут конкурсные процедуры», – заключил Женис Касымбек.

Кошанов: «Караганда не расслаблялась!»
Когда же министр национальной экономики Тимур Сулейменов следом доложил о состоянии дел с реализацией проектов ГЧП в регионах, возникла забавная ситуация: глава Миннацэкономики назвал лидером в вопросах внедрения таких проектов Карагандинскую область, указав, что из 116 заключенных договоров в стране 21 договор приходится на этот регион. В этом усомнился премьер-министр Бакытжан Сагинтаев.

«Вы сказали, что Карагандинская область является лидером по заключенным договорам, но если мы дальше посмотрим, что на стадии конкурса подписания договоров – ноль, на стадии разработки документации – ноль, так что трудно сказать, что Карагандинская область – лидер», – обратился глава правительства к Тимуру Сулейменову.

«Надо смотреть в комплексе, тогда в лидеры у нас выходит Восточно-Казахстанская область, где на стадии конкурса – 64 договора, документации – 20 договоров, с учетом еще 12 заключенных договоров – итого 96. Это лидер. А то, что уже договоры заключены, а дальше никакой работы нет – откуда он лидер? Расслабился просто», – добавил он.

После чего за честь своего региона посредством видеосвязи решительно вступился аким Карагандинской области Ерлан Кошанов. Который заявил, что на стадии разработки в области сейчас не ноль, а 11 проектов ГЧП. И напомнил, что в области уже был реализован 21 проект ГЧП на сумму 7,4 миллиарда тенге.

«С начала года открыто 19 частных дошкольных организаций, четыре из них – по механизму ГЧП. Данная деятельность действительно становится привлекательной для бизнеса, и уже есть пример, когда детский сад, который долго существовал как ночной клуб, в этом году снова стал детским садом», – заявил Ерлан Кошанов.

Лидерства его региону это уточнение не вернуло, но частично, видимо, реабилитировало в глазах главы правительства.

Игорь Воротной