Бизнес с уклоном в мобильность

9726

В следующие три года все больше взрослого населения (35-44 года) в Казахстане будет тратить деньги в интернете с помощью мобильных устройств.  

Бизнес с уклоном в мобильность

Более половины (59%) пользователей Казнета выходят в сеть с мобильных устройств, говорит официальная статистика. Проводной широкополосный интернет используют чуть более 40%. Компании, еще недавно воспринимавшие развитие мобильного направления своего бизнеса как второстепенное, должны менять подход, иначе рискуют остаться позади более дальновидных конкурентов. По данным Ассоциации казахстанского интернет-бизнеса (АКИБ), тенденция к мобилизации напрямую повлияла на рынок электронной коммерции.

"Прорывным в этом отношении оказался нынешний год, когда у казахстанцев появилась возможность оплачивать услуги с помощью баланса мобильного телефона. В начале года такую услугу получили абоненты "Beeline Казахстан" в рамках совместного с Wooppay (платежная система – прим. Авт) проекта, а в августе Kcell сообщил, что абоненты Activ могут оплачивать товары и услуги с баланса мобильного телефона через СМС. Эта услуга была также реализована совместно с Wooppay", - рассказала директор АКИБ Лаура Шаймаханбетова.

Эксперты отмечают, такие услуги действительно способствуют быстрому развитию мобильной коммерции, поскольку они востребованы и понятны.

Мобилизация всей страны
Согласно недавно опубликованным данным компании App Annie, рост мобильного ретейла наблюдается во всем мире. Общее время, проведенное покупателями в Android-приложениях магазинов, совмещающих каналы онлайн и офлайн продаж, за год выросло примерно на 40%. Количество приложений изначально офлайновых ретейлеров выросло на 50%. По оценкам экспертов, общемировой объем розничных мобильных продаж к концу 2016 года достигнет 220 млрд долларов, что на 53% больше чем в 2015 году.

Судя по цифрам АКИБ, на волне роста проникновения мобильного интернета произошел перелом и в сегменте казахстанской электронной коммерции. В 2014 году 77% казахстанцев совершали покупки в интернет-магазинах со стационарного компьютера или ноутбука, а на долю смартфонов и планшетов приходилось только 23%. Год назад соотношение составило 61% и 39% соответственно, а в первом полугодии нынешнего года показатели почти выровнялись - 54% и 46% соответственно. При этом рост мобильной коммерции произошел за счет смартфонов, доля покупок с которых выросла за обозначенный период с 17% до 41%. Большинство (59%) "мобильных" покупателей совершают интернет-шопинг с Android-устройств, а 40% с устройств на базе iOS.

Как год назад, так и сегодня почти треть потребителей услуг мобильной коммерции проживает в Алматы. Не остался незамеченным и вклад, внесенный в статистику e-commerce, жителями Караганды, Шымкента, Семея и Атырау.

"Если мы изучим портрет пользователя в возрастном разрезе, то увидим, что почти половина тех, кто выбирает мобильную коммерцию – это достаточно молодые, но в то же время финансово самостоятельные люди в возрасте 25-34 года, и лидерство этой возрастной аудитории объяснимо. Однако обратим внимание на то, что по сравнению с прошлым годом число мобильных покупателей в этой возрастной аудитории сократилось почти на 2%. Также 28,4% покупателей находятся в возрастной аудитории от 18 до 24 лет. Но самую интересную, на наш взгляд, аудиторию представляют люди более зрелого возраста - 35-44 года. Пока на их долю приходится лишь 13,7% мобильных покупок, но именно этот возрастной сегмент показывает самый заметный рост и будет генерировать его на протяжении следующих трех лет", - считает Лаура Шаймаханбетова.

Что касается самых популярных товарных категорий, то они, по мнению эксперта, объясняются не спецификой бизнеса, а структурой аудитории мобильных покупателей: женщины традиционно просматривают одежду и обувь, товары для красоты и здоровья, товары для детей и дома.

"Костяк мобильных покупателей составляют молодые, надо понимать, что если их бизнес ориентирован на женскую аудиторию, то вдвойне важно направить усилия на усовершенствование мобильной версии сайта или мобильного приложения. Кто не успеет сделать это сейчас, проиграет потом", - уверена директор АКИБ.

Слово за банками
Сегодня многие банки объявляют себя цифровыми и практически все разрабатывают продукты, которые позволят им быть более оперативными и доступными для своих клиентов, донести свои услуги не через физическое присутствие, а через дистанционные сервисы.

"Уже сегодня 52% наших клиентов предпочитают пользоваться не просто онлайн-банкингом, а мобильным банкингом. Они генерируют более 1,5 млн сессий в месяц, количество скачиваний мобильного приложения превысило 400 тыс.", - отметил управляющий директор Казкоммерцбанка Нурлан Жагипаров. У других участников рынка показатели скромнее, хотя в любом случае речь идет о десятках тысяч скачиваний.    

Директор компании Usability Lab Дмитрий Силаев считает, что сегодня ведется конкуренция не только в офлайн, но и в виртуальном пространстве.

"Если пользователь зашел в мобильное приложение, чтобы оплатить услуги ЖКХ, ему должен быть интуитивно понятен весь алгоритм заполнения. Бывает, что кто-то не может вспомнить номер лицевого счета, кто-то не понимает разницы между номером карты и номером счета. Если человек по какой-то причине посчитал использование мобильного приложения слишком сложным для себя, велика вероятность, что впоследствии он не станет пользоваться им. Очень сложно оценить востребованность функционала. Есть множество явно лишних функций, которые раздражают и нервируют пользователей, а есть, безусловно, необходимые. Но их необходимость становится очевидной лишь после того, как по разным причинам они выходят из строя", - считает эксперт.

По мнению участников рынка, в будущем сервисы и услуги будут стандартизированы, мобильные приложения станут более или менее похожими. Тогда решающим фактором в пользу выбора пользователей станут как уровень сервиса - взаимоотношений банка и клиента за пределами виртуального мира, так и удобство и функциональность мобильных приложений. Согласно данным рейтинга АКИБ "топ-30 мобильных приложений", опубликованного Forbes.kz, в этом году в первую тридцатку вошли пять банковских приложений (в прошлом году – четыре). На 10 строке, прибавив две позиции, расположилось мобильное приложение "Сбербанк Казахстан"; с 4 места в 2015 году на 11-ю позицию опустилось приложение для держателей карточек "Казкоммерцбанка" Homebank. Продукт "Народного Банка" MyHalyk и "Евразийского банка" Smartbank заняли 13 и 14 позиции, соответственно, а на 20 месте оказался "Мобильный банк Астаны" - новичок рейтинга.

Юлия Кузнецова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться