banner

Бизнес сыграет роль в водном вопросе

8761

Вхождение частного бизнеса в проекты по строительству водной инфраструктуры зависит от нормативной базы страны.

Бизнес сыграет роль в водном вопросе

Вода – единственный природный ресурс, который ничем нельзя заменить, напомнил директор Женевcкого водного хаба Франсуа Мюнгер, эксклюзивное интервью с которым для abctv.kz состоялось на днях в кулуарах Международной конференции высокого уровня по проблемам воды и мира в Женеве.

Прежде чем продолжить разговор на водную тематику, напомним, что Женевский водный хаб – это структура, которая была создана по инициативе властей Швейцарии. Причины, побудившие создать хаб, возникли на почве совместного использования вод горных рек, стекающих с Альпийских гор между Швейцарией и Францией.

Деятельность Женевского водного хаба сфокусирована на создание превентивных мер. Речь идет о разработке законов для разрешения конфликтов, возникших на фоне совместного использования водных ресурсов.

В Швейцарии создано и функционирует рукотворное подземное озеро чистейшей питьевой воды. Именно поэтому дорогую у нас знаменитую воду марки Evian там можно пить прямо из крана. Но это, как выяснилось, рукотворный и управляемый процесс. (аbctv.kz уже писал об этом проекте в материале "Тайны Женевского озера". – Прим. автора).

Швейцарцы в свое время построили завод по очистке воды Geneva Aquifer Recharge Plant. Это своеобразное хранилище чистой питьевой альпийской воды. Но, прежде чем попасть в этот подземный резервуар, вода из альпийских рек и Женевского озера проходит несколько степеней очистки на этом самом заводе Geneva Aquifer Recharge Plant. Его мощность – 700 тысяч литров воды в минуту.

Завод представляет собой четко действующую систему из очистного оборудования, а также пяти километров труб и непосредственно подземного озера. Весь процесс полностью компьютеризирован.

Вначале швейцарцы пригласили своих соседей французов принять участие в строительстве этого завода, ведь Альпы общие, и вода, стекающая с них, тоже общая, да и Женевское озеро распласталось на две страны. Правда, французы идею одобрили, но скидываться не стали.

Тогда швейцарцы, верные принципам "голубой дипломатии", все расходы взяли на себя, но после завершения строительства очищенную воду со своего завода теперь своим соседям французам выдают только по квоте. Это был один из самых первых договоров в мире по совместному использованию трансграничного водного проекта.

– Господин Мюнгер, для Казахстана с его огромной территорией доставка питьевой воды до каждого населенного пункта республики все еще не решена до конца. И если в большинстве городов страны первая задача отчасти выполнена, то вторая задача – гарантированное качество воды – оставляет желать лучшего. Скажите, что следует предпринять, чтобы частному бизнесу было выгодно вкладывать свои инвестиции в создание водной инфраструктуры, которая будет обеспечивать жителей страны чистой питьевой водой?

– Я думаю, что вопрос вовлечения частного, и даже государственного, бизнеса в любые водные проекты во многом зависит от национальной нормативной базы. А нормы могут как способствовать деятельности частного бизнеса, так и ограничивать ее в данной сфере.

Поэтому первое, что необходимо, это разработать условия, например тот же тариф, который не станет барьером.  Но вопрос принятия нормативов, тарифов  – это не компетенция частных компаний, это прерогатива государства.

Нормативные рамки должны быть четко прописаны государством. И тариф, и качественный уровень услуг должны быть ясно расписаны. И после этого уже не важно, какая компания предоставляет услуги по обеспечению питьевой водой, частная или государственная. 

– То есть все дело в тарифах, нормативах? А разве не в предоставлении каких-то налоговых преференций и послаблений, чтобы частный сектор захотел войти в проекты по созданию водной инфраструктуры?

– Бизнес любит четкость и ясность в любом контракте и договоре. Дело в не послаблениях, а именно в том, чтобы была созданы нормативы, которых они обязаны и будут придерживаться. И, конечно же, тогда частный сектор сможет сыграть свою роль в инвестировании водной отрасли. 

– Для Казахстана проблема чистой питьевой воды очень актуальна, особенно для маленьких отдаленных аулов (деревень).  Как Вы думаете, кому было бы предпочтительнее заняться установкой в таких населенных пунктах необходимого оборудования для получения чистой воды: частным или государственным компаниям?

– В Швейцарии услуги по поставке воды предоставляются государственным сектором. Это сфера государства. Есть, правда, одна система, которой владеет частная компания, но и она работает очень хорошо. В конце концов, это зависит от самой компании, от ее ответственности к своим обязанностям. 

Что касается вашего вопроса, то большим частным компаниям нет резона заниматься маленькими деревнями, это могут сделать малые частные компании. Но всё, как я сказал выше, зависит от нормативной базы и от ответственности самих компаний.

– Господин Мюнгер, Вам, как главе Женевского водного хаба, известны водные проблемы и водные конфликты в Латинской Америке, Сенегале, Сирии. Что Вы посоветуете для разрешения водных проблем, связанных с Рогунской ГРЭС или строительством Китаем канала на реке Иртыш, который также течет по территории Казахстана и России?

– Я не очень знаком с ситуацией между Китаем и Казахстаном, связанной с использованием вод трансграничной реки Иртыш, но я хорошо знаю ситуацию, связанную со строительством Рогунской ГРЭС. Этот вопрос обсуждается давно.

Решение, которое могло бы устроить всех, можно найти лишь путем открытого диалога. Но, насколько мне известно, переговоры в настоящее время не ведутся. Я думаю, что Казахстан, зная его авторитет и возможности, мог бы сыграть роль посредника в организации такого диалога. Те центральноазиатские страны, которых волнует вопрос по Рогунской ГРЭС, нуждаются в посреднике, которым могла бы стать ваша страна.

Кульпаш Конырова, Астана – Женева - Астана

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться