Бизнес ждут проверки без последствий

02 Ноября 2017 14:11

НПП «Атамекен» и профильные госорганы затевают масштабную оптимизацию системы госконтроля за предпринимательской деятельностью.

Национальная палата предпринимателей «Атамекен» (НПП) совместно с министерством национальной экономики (МНЭ), генеральной прокуратурой и другими уполномоченными органами намерена оптимизировать систему государственного контроля. Об этом сегодня, 2 ноября, заявил заместитель председателя правления НПП «Атамекен», член правления Рустам Журсунов в ходе своего выступления на XII Казахстанском форуме корпоративных юристов.

«Требуют перезагрузки как сами проверки госорганов, так и система госконтроля в целом. В настоящее время предпринимателей вправе проверять 61 госорган, которые имеют 544 контрольные функции и к предпринимателям предъявляют более 28 тысяч требований», – очертил топ-менеджер масштабы госконтроля бизнеса.

Для исправления ситуации, по словам г-на Журсунова, в первую очередь необходимо произвести «ментальное изменение» системы проверок.

«Нужно кардинально изменить их «дух». Проверки не должны носить карательный характер. Они должны в первую очередь иметь профилактическую направленность. По результатам проверки контролер не сможет привлечь предпринимателя к ответственности – он обязан дать рекомендации по устранению нарушений. Наказать предпринимателя можно будет лишь в случае их неустранения», – сообщил представитель НПП.

Кроме того, нацпалата планирует исключить дублирующие и неэффективные сферы проверок. В настоящее время таких насчитывается 26 – 23 из 114 сфер контроля (20%) и 3 сферы надзора из 18 (16%), уточнил г-н Журсунов. Также предлагается исключить дублирующие и не связанные с рисками функции госорганов – 165 функций из имеющихся 544 (30%).

Отметим, что дублирование контрольных функций госорганов «по горизонтали» государственного управления было выявлено в функциях между комитетом внутреннего контроля, счетным комитетом, Нацбанком и комитетом финансового контроля при проведении проверок в области аудиторской деятельности.

Кроме того, будут сокращены сами требования госорганов. Планируется перевести пять из 25 сфер (20%) на общий порядок организации и проведения проверок. Также четыре контрольных функции местных исполнительных органов будут переданы в министерства.

По словам г-на Журсунова, описанная выше работа продолжается в настоящее время и находится на контроле у генпрокуратуры и МНЭ. Уже подготовлены поправки, направленные на внесение изменений и дополнений в Предпринимательский кодекс и более 30 законов.

Еще один важный аспект проводимой работы заключается в передаче госфункций в конкурентную среду и саморегулируемым организациям.

«В 2016 году введен в действие Закон «О саморегулировании», одобрены базовые подходы по передаче госфункций в конкурентную среду и саморегулируемые организации (СРО). На площадке НПП за полтора года проведено более 150 заседаний рабочих групп. По итогам ревизии выявлено более 15 тысяч функций, к передаче предложено около 500», – сообщил представитель нацпалаты.

В них, как пояснил член правления НПП, вошли группы функций, регулирующих оценочную деятельность, деятельность экологических аудиторов, а также для функции МЗ (оценка удовлетворенности граждан качеством медуслуг). Передача аудиторской деятельности на сегодня обсуждается и находится в стадии активной проработки.

«В текущем году определено 11 потенциальных сфер для введения саморегулирования, что составляет 55 госфункций. Считаем, что институт СРО имеет ряд больших преимуществ для бизнеса – исключение лицензирования и, соответственно, госконтроля», – добавил Рустам Журсунов.

Кардинальному пересмотру также будет подвергнуто налоговое администрирование. НПП предлагает осуществить переход от карательного характера к партнерским отношениям с добросовестными предпринимателями, проверять будут лишь недобросовестных налогоплательщиков (с высоким риском).

Кроме того, в качестве альтернативы налоговых проверок предлагается осуществлять проверку малых и средних предпринимателей аудиторскими организациями. Примечательно, что количество оснований для проведения налоговых проверок будет сокращено на 37,5% – с 32 до 14.

Среди других изменений, которым подвергнется налоговое законодательство, г-н Журсунов перечислил внедрение предварительного налогового контроля за сделками налогоплательщиков, введение электронного аудита, а также открытие критериев системы управления рисками, что позволит налогоплательщику управлять своим профилем риска и избежать излишнего налогового контроля.

«Преимущество для предпринимателя очевидно – упрощенный возврат НДС, сокращение налоговых проверок, право на налоговый кредит и отсрочки по их уплате», – резюмировал спикер.

Элина Гринштейн