Бизнесу не интересен выход на экспорт

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
6037

Без дополнительных финансовых стимулов казахстанские предприятия не горят желанием идти на внешние рынки.

Бизнесу не интересен выход на экспорт

Перспективы развития несырьевого экспорта обсудили на заседании правительства во вторник. В целом статистика складывается позитивная: по словам министра по инвестициям и развитию Жениса Касымбека, Казахстан занимает 52-е место среди крупнейших стран-экспортеров, экспортируя более 800 товаров обрабатывающего сектора в 113 стран мира.

"Мы являемся мировыми лидерами по поставкам урана, меди, титана, ферросплавов, желтого фосфора, муки, хлопкового масла, пшеницы, семян льна. За последние пять лет существенно улучшилась качественная структура экспорта, треть поставляемой продукции за рубеж приходится на несырьевой сектор экономики", – подчеркнул он.

По итогам девяти месяцев 2017 года экспорт обработанных товаров вырос на 22% и составил 11,1 миллиарда долларов. Увеличились поставки ферросплавов, нефтепродуктов, меди, металлопроката, пропана и бутана, цинка. Доля обработанных товаров в общем объеме экспорта составляет 32%, что на 7% превышает показатель 2012 года. Объем товарооборота за девять месяцев увеличился на 26%, составив 55,4 миллиарда долларов. При этом экспорт вырос на 31% – до 34,5 миллиарда долларов, но за счет увеличения цен на энергоносители и продукции металлургии. В тоннаже экспорт вырос на 4%.

Перечень экспортируемой продукции, в принципе, неплох: Казахстан продает электровозы, тепловозы в Туркменистан, Таджикистан, Азербайджан, Кыргызстан, Украину. Автомобили, собранные в Казахстане, экспортируются в Таджикистан, Узбекистан, Кыргызстан, Китай. Ведется работа по продвижению пассажирских вагонов, рельсов и продукции военно-промышленного комплекса казахстанского производства на экспорт. Выросли поставки трансформаторов отечественного производства на 60%, недавно запущенный Уральский трансформаторный завод экспортирует 96% доли своей продукции за рубеж. Увеличивается экспорт аккумуляторов до 1,2 миллиона штук, почти на 35 миллионов долларов, причем аккумуляторы начали экспортировать на Ближний Восток, Кавказ и в Беларусь.

Пользуются спросом на внешних рынках и казахстанские продукты питания, суммарный объем экспорта которых превысил два миллиарда долларов. По данным министерства сельского хозяйства, в два раза вырос экспорт замороженной говядины – за счет увеличения поставок в Россию на 83%, а также за счет первого экспорта в Объединенные Арабские Эмираты, а также баранины – в восемь раз. Экспорт яиц вырос в 1,4 раза, шерсти – в 1,8 раза, экспорт картофеля увеличился в 19 раз, томатов и огурцов – в 3,5 раза. Из переработанной продукции выросли поставки на внешние рынки молока и кисломолочной продукции в 1,5 раза. В частности, в Россию Казахстан стал поставлять в два раза больше сыра, творога, молока и сливок, в 2,4 раза – кисломолочной продукции; в Монголию – в 32 раза больше кисломолочной продукции и в четыре раза – сыр и творог; в Таджикистан в 9,3 раза больше молока и сливок (сгущенные), кисломолочной продукции – в 1,2 раза. 

Вместе с тем, несмотря на такие, казалось бы, серьезные показатели роста, в правительстве отмечают невысокий энтузиазм бизнеса по завоеванию внешних рынков. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов пояснил, что результаты анализа структуры и динамики экспорта казахстанских несырьевых товаров показывают "низкую готовность казахстанских предприятий что-то делать даже на перспективных рынках". 

"На примере Беларуси: мы делали анализ по 47 перспективным экспортным позициям, и по 39 позициям не было интереса со стороны казахстанских предприятий вообще. Всего лишь по восьми позициям из 47 мы выявили потенциальных экспортеров, которые заинтересованы в выходе на белорусский рынок, привлечении финансовых ресурсов и других мер господдержки. Поэтому ключевым, на наш взгляд, является, конечно же, вопрос повышения конкурентоспособности казахстанских предприятий", – сказал г-н Сулейменов. 

Правительству, впрочем, тоже нужно приложить усилия. В первую очередь, констатировал министр, учитывая большую отдаленность казахстанских предприятий от потенциальных рынков, необходимо работать над снижением транспортных издержек. Однако тут необходимо "идти очень аккуратно, потому что мы члены ЕАЭС и ВТО, соответственно, прямых экспортных субсидий мы не можем допускать, мы должны двигаться по направлению снижения общего тарифа". И увеличивать финансирование господдержки экспортеров. 

"Первое, чего нам не хватает – это объема (поддержки). У нас порядка 0,2-0,3% от ВВП направляется на поддержку экспорта. В некоторых странах это до 4,5-5%. То есть те, кто достиг прорыва в экспорте, они значительные суммы средств направляют на поддержку и стимулирование экспорта. Поэтому без наращивания финансовой поддержки со стороны государства в этом направлении тяжело будет также реализовать наш экспортный потенциал", – заявил глава Миннацэкономики. 

Бизнес-сообщество перечень проблем видит намного шире. По словам председателя правления национальной палаты предпринимателей "Атамекен" Аблая Мырзахметова, сегодня существует более 70 барьеров, препятствующих выходу на внешние рынки. В их числе ограничения по доступу к морским портам, меры нетарифного регулирования, применяемые в ряде стран, к примеру ограничения по доступу на рынок алкогольной продукции в России и Беларуси, долгое оформление документов и так далее. Кроме того, казахстанские предприниматели оказываются не в самом выгодном положении в сравнении со своими конкурентами из соседних стран, где комплекс мер поддержки экспортеров гораздо шире и эффективнее. 

"Мы посмотрели Россию, Узбекистан, у них есть дополнительные меры поддержки экспортеров. И анализ показывает, что за девять месяцев на 20% Россия нарастила объем поставки несырьевых товаров. Дополнительно, кроме стандартных мер, в России дается субсидирование транспортных расходов. Россия тоже является членом ВТО, ЕАЭС, но, тем не менее, они активно применяют субсидирование транспортных расходов, как промышленной, так и сельхозпродукции. Это компенсация затрат за патентование за рубежом, компенсация по экспортным кредитам. Узбекистан дополнительно ко всем стандартным мерам дает налоговые льготы экспортерам", – привел пример г-н Мырзахметов. 

Заместитель премьер-министра Ерболат Досаев со своей стороны заверил, что уже с 2018 года новая национальная компания "Казахэкспорт" начнет более агрессивную политику по продвижению отечественных товаров на внешние рынки. Что же касается увеличения объемов поддержки экспорта, то этот вопрос он предложил рассмотреть при формировании проекта республиканского бюджета на 2019 год или при уточнении бюджета 2018 года. 

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев со своей стороны подчеркнул необходимость наращивания объемов экспорта несырьевых товаров. Он поддержал позицию бизнесменов с точки зрения существующих барьеров, в частности по тарифам на железнодорожные перевозки. 

"По "КТЖ" есть вопросы, – отметил премьер. – Там были заключены договоры с нашими товаропроизводителями, которые шли на экспорт, одни тарифы были, но, так как пошел объем, пересмотрели тариф. Если идет пересмотр тарифа на повышение, то, естественно, (компания) сразу же теряет рынок. Здесь внутри компаний такого не должно быть. Наоборот, раз мы, дав тот тариф, захватили рынок, надо теперь стимулировать. То есть интересы национальной компании не должны идти в противоречие с тем, что идет у нас в рамках экспортной политики". 

Что же касается барьеров на внешних рынках, глава правительства прокомментировал лишь рынок алкогольной продукции.

"Аблай Исабекович, вы поднимаете вопрос относительно алкогольной продукции – Россия, Белоруссия, – обратился он к главе НПП. – Ну, надо забыть о них. Не откроют никогда. У нас хватает, куда идти в той же России, в той же Белоруссии, другие направления. Лучше силы не тратить на эти вещи. Лучше на другие секторы все силы бросьте".

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться