Цены на бензин пойдут вниз

13 Сентября 2017 14:09

В ноябре табло могут показать 143-144 тенге за литр АИ-92.

Дефицит топлива на внутреннем рынке и удорожание импортного ГСМ привели к росту цен на бензин и дизельное топливо в Казахстане. Однако участники рынка и Минэнерго прогнозируют, что уже в ноябре цены на моторное топливо могут вернуться к прежним отметкам. Если в сентябре стоимость самой популярной марки АИ-92 на некоторых АЗС достигала 150-151 тенге за литр, то к ноябрю цены могут сократиться до 143-144 тенге за литр. Однако зависимость от российского бензина сохранится, как риски с перебоями поставок нефти на внутренний рынок.

Сегодня дефицит предложения ГСМ в Казахстане образовался из-за остановки нефтеперерабатывающих заводов на ремонт, сокращения поставок сырой нефти на внутренний рынок для дальнейшей переработки и роста цен на импортные нефтепродукты из России. Атырауский нефтеперерабатывающий завод остановился на плановый ремонт до 18 сентября, Павлодарский завод – с 29 сентября по 25 октября, сообщили в Минэнерго.

«Объем, который эти заводы сейчас недопроизводят, мы вынуждены импортировать с границы РФ. Когда доля российского бензина на казахстанском рынке возросла в связи с остановками наших заводов на планово-предупредительный ремонт, средневзвешенная цена вырастает», – отметил директор департамента развития нефтяной промышленности Минэнерго Куаныш Кудайбергенов.

По оценке участников рынка на начало сентября дефицит АИ-92 в Казахстане составил 90-100 тысяч тонн. То есть вместо необходимых запасов 92-го бензина (произведенного на местных НПЗ) в размере 250 тысяч тонн на отечественных нефтебазах хранилось только около 160 тысяч тонн топлива. Всего ежемесячно на внутреннем рынке реализуется около 300-350 тысяч тонн АИ-92. Недостающий объем топлива в пределах 50-100 тысяч тонн импортируют из России.

Давление на цены на топливном рынке оказывают высокая стоимость импортного бензина, а также ослабление тенге к доллару (светлые нефтепродукты из РФ закупаются в долларах). Учитывая затраты на логистику, для казахстанских АЗС импорт ГСМ из России является нерентабельным, говорят участники топливного рынка. Импорт осуществляется  в рамках межправительственного соглашения Казахстана и России о беспошлинных поставках нефтепродуктов объемом примерно миллион тонн в год при условии наличия свободного топлива в РФ.

«Нефтепродукты в РФ даже за минусом косвенных налогов Российской Федерации достаточно дорогие. Цена на погранпереходе РК и РФ составляет около 138 тенге за литр АИ-92 с учетом косвенных налогов РК. Плюс транспортировка, если в Астану везти, то это еще пять тенге. В итоге на станции в Астане этот бензин стоит 143 тенге за литр. При цене на заправках в 143-145 тенге нет смысла его покупать по такой стоимости и везти», – пояснил один из участников рынка в интервью abctv.kz

По информации компаний, реализующих ГСМ на рынке, на данный момент в России сокращается производство нефтепродуктов из-за ремонта Уфимской группы НПЗ. В октябре ремонт также планирует Омский НПЗ. Один из экспертов отмечает, что межправительственное соглашение  РК и РФ не гарантирует казахстанским АЗС продажу им необходимых объемов. По оценке одной из компаний, опрошенных abctv.kz, последние два месяца в России наблюдается рост цен на ГСМ примерно на 4%.

Кроме того, крупнейший поставщик нефти на внутренний рынок – компания «Разведка Добыча «КазМунайГаз» в первом полугодии 2017 года сократила объемы переработки на отечественных НПЗ на 13,6% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года. В январе-июне 2016 года компания поставила на внутренний рынок 2,65 миллиона тонн нефти, в январе-июне 2017 года – 2,29 миллиона тонн нефти (учитывая доли в совместных предприятиях).

Прогноз цен на ГСМ в ноябре
В Минэнерго прогнозируют, что после ремонта двух НПЗ к концу октября цены на рынке ГСМ нормализуются. В ведомстве добавили, что государственный контроль в лице антимонопольного органа следит за ситуацией с ценами.

«Данные колебания носят сезонный характер, связаны они с увеличенным спросом и ограничением предложения из-за остановок завода. КРЕМ ЗК наблюдает, чтобы не было необоснованного повышения цен на светлые нефтепродукты. Насколько нам известно, сейчас ведется какое-то дело в отношении заправщиков, которые в свое время подняли цену одновременно», – сказал Куаныш Кудайбергенов. 

Один из участников рынка, опрошенных abctv.kz, ожидает снижение стоимости дизельного топлива и бензина в ноябре.

«С ноября потребление топлива уменьшится по сравнению с нынешним периодом. Цена нормализуется, в первую очередь по дизельному топливу, из-за снижения ставки акциза на ДТ порядка на семь тенге. Бензин АИ-92 вернется на прежний уровень в районе 143-144 тенге за литр», – считает эксперт.

Куралай Абылгазина