banner

"ЭКСПО" пройдет, скульптуры останутся

Алина Альбекова Алина Альбекова
9248

Пять скульптур из двадцати в национальном павильоне "Нур Алем" были созданы французским скульптором.

"ЭКСПО" пройдет, скульптуры останутся

38-летний Микаэль Обренович признается: проекты для "Экспо" стали первым опытом сотрудничества с Казахстаном. Каждая скульптура, по его словам, была создана как символ потенциального источника энергии.

Скульптура "Энергия бесконечности"

Это параллель между возобновляемыми и будущими энергиями, которые людям еще предстоит узнать. Предполагается, что эффект зеркального отражения на металле должен вызывать у зрителя вопросы о своем месте в мире и о том, как энергии могут участвовать в эволюции человека.

Скульптура "Солнечная стена"

Имеет такую же структуру, как и пчелиные соты. Она вращается по центральной оси на 360 градусов в течение 24 часов, следуя за солнечным циклом. Автор отмечает: это произведение говорит о необходимости осознания важности солнечной энергии для будущего и достижения симбиоза с природой. И цитирует Альберта Эйнштейна: "Если пчела исчезнет с поверхности земного шара, у человека останется всего четыре года жизни. Если нет пчел, больше нет опыления, нет растений, нет животных и нет человека".

Скульптура "Мощь Солнца"

Это произведение искусства символизирует Солнце и солнечную энергию, которую оно производит. Подобно делению молекул из центра, выделяющего энергию, отмечает скульптор. И тут же добавляет: инсталляция позволит зрителю визуализировать потенциальное использование солнечной энергии и ее блестящее будущее. Отмечается, что структура объекта, сделанного из металла, состоит из центрального шара с лучами, исходящими из центра, каждый из которых увенчан небольшим шаром.

Скульптура "Кинетический туннель"

Эффект кинетического вихревого туннеля зависит от положения зрителя. Это позволяет посетителю взглянуть с разных углов на измерение и разницу между реальным и нереальным. Скульптура предлагает посетителю задуматься о размерности Вселенной и квантовой теории.

Скульптура "Колыбель Ньютона"

Монументальная интерактивная инсталляция. Используя движение кинетических шаров, созданных Исааком Ньютоном, она показывает зрителю принцип действия кинетической энергии и демонстрирует, как действие человека вызывает цепную реакцию. Как говорил Ньютон: "На каждое действие есть противодействие".

Редакции abctv.kz удалось встретиться с автором всех этих работ.

– Микаэль, сколько времени ушло на создание скульптур?

– Все произошло достаточно быстро. В январе я начал готовить предложения, а к 10 мая мои скульптуры уже были установлены. Причем все они были изготовлены в Казахстане: четыре – в Алматы, одна – в Павлодаре.

– Легко было найти в Казахстане изготовителей подобных арт-объектов? 

– Очень сложно. Когда мы искали поставщиков и изготовителей, многие вначале говорили, что могут, а потом отказывались, ссылаясь на то, что боятся получить не тот результат. Работа действительно нелегкая. В скульптуре "Энергия бесконечности", к примеру, нужно было согнуть сталь так, чтобы получились ровные линии, чтобы не было заломов, чтобы скульптура в итоге нигде не треснула и не лопнула. Казахстан, как оказалось, не практикует подобного рода работы, в основном все заказывают за границей. Здесь вопрос стоит не только в работе человека, но еще в старых технологиях и оборудовании. Мы разговаривали и с урбанистами, они тоже все заказывают в Китае, России, Европе.

Удивительно, но мы все же нашли изготовителей в Казахстане, которые нам в сжатые сроки, в два месяца все сделали. Я до сих пор удивляюсь тому, что в Павлодаре могли сделать такую сложную скульптуру, да еще в сжатые сроки. Даже китайцы недопонимали, как на заводе "из Советского Союза" можно такое создать.

– Почему Вы решили участвовать в "Экспо"?

– На самом деле изначально мы планировали предложить Казахстану арт-проект мирового масштаба – "Ворота мира", который я намерен запустить во всех странах. Это целая сеть скульптур одинакового размера, но покрытых уникальным рисунком или национальным орнаментом каждой страны, призывающая людей с разными культурными, религиозными и политическими ценностями к открытому диалогу, миру и взаимопониманию.

Мы предложили этот проект министерству культуры и акимату Астаны. Они направили нас к организаторам выставки "Экспо-2017", а там ответили, что бюджета на такой проект нет, зато есть на тематические скульптуры. Вот я и решил поучаствовать. "Экспо" – это большой опыт, учитывая, что я хочу и дальше работать с Казахстаном.

– Почему Вас так интересует Казахстан? Уже есть какие-то конкретные предложения?  

– Потому что это страна, которая в ближайшие десятилетия будет развиваться колоссальными темпами. Во-вторых, из-за месторасположения между Китаем и Россией, между большими, влиятельными странами. Кроме того, это идеальное место между Азией и Европой. Из всех азиатских стран Казахстан более структурирован и понятен в политическом и экономическом плане.

У меня много идей, мне много хочется предложить сделать этой стране. Я уже начал делать. К примеру, у меня уже открылась персональная выставка "Высота" в The Ritz Carlton Almaty, которая продлится до 1 сентября. Забегая вперед, скажу, что мы планируем выставки и другие творческие коллаборации с казахстанскими отелями и галереями. Еще я очень заинтересован в работе с Национальным музеем и Музеем имени Кастеева.

– Можете рассказать, о чем Ваша выставка?

– "Высота" – это собрание из девяти произведений, вдохновленных знаменитыми горными вершинами Казахстана. Белуха, Хан Тенгри и пик Талгар – места нашей мечты, которые запечатлели дух и историю казахского народа. Я нарисовал векторную границу каждой горы, соединил все возвышения кривой линией и добавил фильтр для создания абстрактного эффекта, схожего с отпечатком пальца. В результате получилось элегантное минималистичное изображение, отпечатанное пигментными чернилами на высококачественной художественной бумаге. Исключением из горной тематики является работа, посвященная Аральскому морю, тому, как оно усыхало из года в год. Я схематично показал, как оно изменялось с 1960 года по сегодняшний день.

– Почему Вы заинтересовались именно Аральским морем?

– Я много работаю с темой природы, меня очень волнует будущее планеты. Моя первая коллекция называлась "Человеческие корни" и была связана с исчезающими лесами в Индонезии.

Мои скульптуры – это не просто какие-то работы, они несут в себе смысловую нагрузку. Главная идея – сохранить природу и показать культуру, историю людей через природные явления и материи. Мой художественный подход тесно связан с "органическим" и "гуманистическим" движением, страстью к формам, материи и междисциплинарному пространству, и каждую свою выставку я стараюсь объединить с тематикой природы. Хочу заметить, что ваши горы – это еще один ресурс помимо воды и воздуха, энергии или даже нефти.

– Микаэль, какой смысл закладывали в скульптуры для национального павильона?

– Я не хотел делать что-то сложное, технологичное, я старался сделать простые и понятные людям скульптуры. К примеру, "Энергия бесконечности" отражает бесконечную энергию казахстанцев. Проходя мимо нее, люди хотят туда сесть, а то и лечь. В кинетическом туннеле я хотел показать людям, как ощущают себя люди в космосе. Достаточно посмотреть внутрь и подвигать головой. Солнечная стена вращается вокруг себя на 360 градусов, ее диаметр три метра, а вес 300 килограммов. Вот она-то как раз была создана в Павлодаре.

– Сколько Вы уже занимаетесь скульптурами?

– Всю свою сознательную жизнь я был увлечен созданием определенных форм и скульптур. Профессионально создаю скульптуры для продажи около пяти-шести лет.  Параллельно в моей жизни был опыт работы креативным директором, фотографом и дизайнером в крупнейших рекламных агентствах Парижа.

– Вы рассматриваете это как бизнес? Или все-таки делаете скульптуры для души?

– Это сложный вопрос. Мне кажется, главное – это способ, которым ты можешь превратить что-то в потенциально ценный продукт, в то, что можно предложить людям. Нам приходится иногда рассматривать искусство как бизнес, лавировать между душой и деньгами, между качеством ваших работ и ваших ожиданий от жизни. Важно найти золотую середину.

Конечно, можно рассматривать творчество как бизнес. Но в моем случае это прежде всего выражение моего мировосприятия, мое собственное видение каких-то актуальных вопросов, отношение к ним. Все свои чувства и мысли я отражаю в своих скульптурах. Да, некоторые из них могут быть некоммерческими, непродаваемыми, но я все равно их буду делать, чтобы донести до людей, до публики свою идею. Я выбрал искусство и работаю ради него, деньги второстепенны.

– Кто чаще всего покупает скульптуры?

– В основном коллекционеры, люди, которые любят искусство, отели, государственные и частные компании. Это зависит от того, кому будет интересна работа.

– Куда денутся те скульптуры, которые Вы сделали для Казахстана?

– Скульптуры останутся в Казахстане, скорее всего, в Национальном павильоне

– Майкл, что можете сказать об искусстве в Казахстане? Каким его видите?

– Я уже был в Национальном музее в Астане и в Музее имени Кастеева в Алматы, и был сильно впечатлен. Также я встречал людей, истинных ценителей искусства, как классического, традиционного, так и современного. У вас есть все шансы стать развитыми в плане культуры и искусства. Вы не живете прошлыми ориентирами в своем сознании, как это делают многие постсоветские государства, вы двигаетесь вперед, открыты всему новому, при этом не забывая о своих истоках и корнях, что очень ценно.

– Что можете сказать об Астане?

– Город очень интересный. Здесь есть много красивых зданий, но недостаточно малых архитектурных форм и зеленых насаждений, которые бы создавали жизнерадостный образ города, придавали ему уютный облик.

Алина Альбекова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться