"Зарядка села"

11369

Ни одного электрокара не было представлено на автовыставке в Алматы.

"Зарядка села" Фото: almatylife.kz

Выставка "Автозапчасти-Автошоу" ежегодно проводится для демонстрации достижений автомобилестроения и производства сопутствующих товаров. Однако в этом году на выставочной площадке в Алматы не было ни одного электромобиля.

Если в прошлом и позапрошлом годах на выставке активно презентовали технологические новинки XXI века, то в этом году про них почему-то забыли. Не было ни знаменитого электрокара, собранного алматинским конструктором  Таиром Балбаевым, ни элекрокроссоверов JAC отечественной сборки, ни китайских четырехместных и 14-местных электромобилей GreenWheel. Не успели погаснуть фейерверки международной специализированной выставки ЕХРО 2017, как передовые идеи в области энергии будущего отошли на второй план. Как объяснили участники выставки, электромобили в стране не пользуются спросом и выставлять их нет смысла.

"Конечно, будущее за электромобилями. Они скоростные, бесшумные, у них абсолютно нет никаких выбросов. Но в данный момент их эксплуатировать весьма сложно", – рассказал директор продаж компании ABS-CARS (официальный дистрибутор автомобильной марки LIFAN в Казахстане) Игорь Стеценко.

По его словам у электромобилей не до конца еще решен вопрос с пробегом. На одной подзарядке "автомобиль будущего" может пройти максимум 500 километров, причем до этого показателя дошли самые продвинутые производители. Более доступные машины типа JAC могут пройти только 250-300 километров без подзарядки. Это означает, что при поездке из Алматы в Талдыкорган есть вероятность просто встать на трассе, не доехав до точки назначения. Дело в том, что сеть станций для зарядки электромобилей имеется только в Алматы. Еще один большой минус электромобилей – значительное снижение пробега при включении обогрева салона. Для Казахстана и России, где бывает больше сорока градусов мороза, это большая проблема. Ну и, конечно, немаловажным фактором является их стоимость. По словам г-на Стеценко, электрокроссоверы JAC отечественной сборки предлагают за 24 тысячи долларов. Можно ввозить в страну и подержанные электромобили, сейчас они не облагаются таможенными пошлинами. Но в Казахстане очень высокие утилизационные сборы. По словам г-на Стеценко, они составляют от 800 тысяч до 2,5 миллиона тенге. И в конце концов, все эти затраты ложатся на плечи потребителя. Для сравнения, в России утилизационный сбор составляет около 200 тысяч тенге, в Европе – 39 тысяч тенге (100 евро). Высокая утилизационная ставка – это еще одна из причин, по которой электромобили в Казахстане не пользуются популярностью. Как сообщил г-н Стеценко, в прошлом году в Казахстане было зарегистрировано около 30 электромобилей, в России – 200-300 таких машин, на Украине – около 2000.

Статистика продаж легковых электромобилей за первое полугодие 2017 года, опубликованная союзом предприятий автомобильной отрасли Казахстана "КазАвтоПром", тоже говорит о том, что продажи в Казахстане исчисляются десятками единиц. По данным отраслевой организации, электромобили сегодня представляют собой экзотическую нишу в сегменте люксовых моделей. И в этом отношении Казахстан не уникален, ведь бум спроса на электромобили в Западной Европе, США, Китае целиком обеспечен колоссальными льготами и субсидиями, финансируемыми государством. 

По итогам отчетного периода на территории Казахстана было зарегистрировано 19 новых легковых автомобилей на электрической тяге против девяти проданных годом ранее. Из них 11 единиц пришлось на модели Tesla Motors (модели X и S). За пределами премиального сегмента наибольшую популярность приобрели более доступные в цене электрические модели альянса Renault Nissan: казахстанцы приобрели четыре электромобиля Nissan Leaf и по одному экземпляру Renault Twizy и LADA Vesta EV. Также с начала года на территории республики были зарегистрированы электрокроссоверы KIA Soul EV и JAC iEV6S в количестве одной единицы.

Сегмент электромобилей на рынке Казахстана представлен прежде всего премиальными моделями. Так, стоимость кроссовера Tesla Model X равна 85,5-115,5 тысячи долларов. Цена седана Tesla Model S колеблется в диапазоне от 66 до 109,5 тысячи долларов.

Кроссовер JAC iEV5 предлагается на рынке КНР по цене 34,9 тысячи долларов. Начальная стоимость Nissan Leaf – 30,7 тысячи долларов. Наиболее доступной из приобретаемых казахстанцами электромобилей стала модель Renault Twizy, предлагаемая на российском рынке по цене от 13,4 тысячи долларов.

Из 19 реализованных автомобилей 10 были зарегистрированы в городе Алматы, 8 – в Астане, 1 – в Восточно-Казахстанской области. Абсолютное большинство автомобилей (17 из 19) были приобретены физическими лицами.

XX Международная выставка автомобилей и аксессуаров прошла в Алматы в конце прошлой недели.

Продажа легковых электромобилей в Казахстане, шесть месяцев 2017 года

Римма Гахова

Telegram
Тренды авторынка в нашем Telegram-канале Аtameken Business Auto
Подписаться