ЕС направит в Центральную Азию десант по борьбе с террористами

14 Ноября 2017 14:11

Безопасность стала более значимым вопросом ЕС и США в Центральной Азии, чем права человека и демократия.

В течение ближайших 18 месяцев Европейский союз выработает единую стратегию в отношении Центрально-Азиатского региона с учетом новых вызовов и растущей радикализации в регионе, пояснила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности, вице-президент Европейской комиссии Федерика Могерини.

В минувшие выходные в Самарканде прошло сразу два события – крупнейшая региональная конференция по безопасности «Центральная Азия: одно прошлое и общее будущее, сотрудничество ради устойчивого развития и взаимного процветания», прошедшая под эгидой ООН, и традиционный форум «Европейский союз – Центральная Азия», с участием глав МИД стран ЦА.

В связи с этим в Самарканд высадился десант западных политиков высокого калибра. Помимо Федерики Могерини, во встречах приняли участие  помощник генерального секретаря ООН по политическим вопросам Мирослав Енча, директор регионального бюро по странам Европы и СНГ программы развития ООН Джихан Султаноглу, европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица, генеральный секретарь ОБСЕ Томас Гремингер.

По итогам переговоров европейских и центральноазиатских политиков стало известно, что ЕС расширит в регионе свое экспертное представительство по борьбе с терроризмом. Видимо, Брюссель всерьез обеспокоен растущей радикализацией граждан ЦА, которые уже не раз отмечались громкими терактами на Западе. Среди последних примеров – недавний теракт в США, к которому оказался причастен гражданин Узбекистана. Г-жа Могерини не стала скрывать своей обеспокоенности этими фактами.

«Несколько месяцев назад мы приняли решение о расширении сети экспертов по борьбе с терроризмом, в том числе в посольствах ЕС в Центральной Азии. Вопросы радикализма молодежи заставляют нас искать совместные превентивные инструменты и бороться с феноменом международного терроризма. Конечно, список интересов в безопасности, которые мы разделяем, можно продолжить. Сотрудничество для нас – единственный путь справиться с подобными угрозами, и здесь есть потребность в более тесной работе. Человечество сейчас переживает самый сложный и опасный период со времен «холодной войны». Несмотря на это, у нас достаточно возможностей для того, чтобы справиться с вызовами в области безопасности, экономического роста, а также более крепкого регионального партнерства», – заявила г-жа Могерини.

Золотой европейский миллиард
Конкретные детали того, как изменится стратегия ЕС в отношении ЦА, пока не известны, вместе с тем уже сейчас понятно, что объединенная Европа будет уделять больше внимания вопросам региональной безопасности, как составной части обеспечения международной безопасности и порядка.

В совместном коммюнике, подписанном представителями ЕС и главами МИД стран ЦА, отмечено, что в новой стратегии Европейский союз намерен использовать всесторонний подход к взаимодействию с отдельными государствами и с регионом в целом. Это включает не только политические встречи и многостороннее финансовое содействие, но и поддержку со стороны отдельных стран – членов ЕС и активную вовлеченность европейских и многосторонних финансовых институтов, таких как Европейский инвестиционный банк и Европейский банк реконструкции и развития. Предполагается, что до 2020 года финансовая поддержка ЕС странам региона составит до миллиарда евро, что достаточно скромно, учитывая интересы объединенной Европы в регионе.

Между тем Казахстан с воодушевлением воспринял принятие новой стратегии ЕС в отношении ЦА, учитывая, что РК является единственной страной в регионе, которая подписала с Европейским союзом соглашение о расширенном и углубленном сотрудничестве.

Как заявил глава МИД Казахстана Кайрат Абдрахманов, при разработке новой стратегии ЕС по Центральной Азии Казахстан предлагает сфокусироваться на увеличении практической отдачи от программного документа, в частности на подготовке проектов с конкретными результатами, которые будут способствовать укреплению потенциала региона. Приоритетные сферы сотрудничества могут включать развитие частного предпринимательства, малого и среднего бизнеса, транспортно-логистической инфраструктуры. Перспективным представляется взаимодействие в сфере повышения энергоэффективности, продолжение сотрудничества в области охраны окружающей среды, рационального использования водных ресурсов и противодействия изменению климата. Особым приоритетом сотрудничества также должно стать образование.

«Центральная Азия не должна оставаться просто транзитным регионом. Необходимо использовать опыт и содействие Европейского союза для эффективной диверсификации экономик государств ЦА и создания востребованных высокотехнологичных производств. Важным представляется также опыт европейского общего рынка по внедрению надлежащих механизмов контроля соблюдения технических регламентов и стандартов в области транспортных перевозок и международной торговли в целом. Кроме того, по убеждению Казахстана, важным приоритетом сотрудничества между Центральной Азией и Европейским союзом должно оставаться укрепление безопасности и стабильности», – заявил глава казахстанского МИД.

Нашли точку стыка
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в своей речи призвал европейских политиков задуматься над увеличением инвестиций в регион, отметив, что  Центральная Азия – место уникальных возможностей и огромного нереализованного потенциала.

«В Центральной Азии пересекаются интересы мировых держав, регион примыкает к очагам нестабильности и конфликтов, испытывая влияние всех негативных процессов дальнего и ближнего зарубежья. Главная цель – общими усилиями превратить Центральную Азию в стабильный, экономически развитый регион, заявил глава государства.

«Надо устранить причины, подпитывающие конфликтный потенциал. Мы ищем разумные компромиссы в решении вопросов по границам, водопользованию, транспорту и торговле», – заявил он.

Также он предложил создать ассоциацию глав регионов стран Центральной Азии, по его словам, этот механизм позволит напрямую задействовать индустриальный, инвестиционный и интеллектуальный потенциал стран региона. Г-н Мирзиёев заметил, что, по оценкам экспертов ООН, эффективная кооперация стран Центральной Азии могла бы за 10 лет повысить региональный ВВП как минимум в два раза.

Глава МИД РК сообщил, что президент Казахстана Нурсултан Назарбаев поддержал идею создания новой неформальной консультативной платформы глав Центральной Азии.

«Хотел бы сказать, что президент Нурсултан Назарбаев эту инициативу поддерживает, и он выражает намерение пригласить глав Центральной Азии провести первую встречу в таком формате в следующем году, во время празднования Наурыза», – сказал Кайрат Абдрахманов.

О том, что страны региона готовы договариваться, они тотчас же и продемонстрировали, когда министры иностранных дел Казахстана, Туркменистана и Узбекистана поставили свои подписи под договором о районе точки стыка государственных границ трех стран. Он позволит полностью завершить один из этапов международно-правового оформления государственной границы между Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном и создаст основу для территориальной целостности трех граничащих государств.

«Подписанный трехсторонний договор во многом является историческим для Центральной Азии, поскольку ставит точку в правовом оформлении государственных рубежей трех наших государств», – сказал Кайрат Абдрахманов.

Готовность к диалогу была продемонстрирована и встречей главы МИД Казахстана с кыргызским коллегой, в ходе которой, несмотря на растущее число взаимных упреков, было заявлено о заинтересованности обеих сторон в укреплении двусторонних отношений и необходимости скорейшего решения накопившихся торгово-экономических вопросов.

В свою очередь Федерика Могерини заявила, что ЕС уже рассматривает Центральную Азию не в качестве бенефициария, а как экономического партнера.

«Сейчас как никогда ранее страны региона демонстрируют стремление работать вместе. Никогда у нас не было такого позитивного и конструктивного диалога. Я скажу, что мы на вершине нашего взаимодействия, но мы хотим использовать это не как итоговую цель, а как новую точку отчета», – сказала она.

Главное, не вспоминать про права человека
Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов заметил, что неожиданно встреча в Самарканде действительно оказалась не формальной, а имела практический результат. По его словам, во многом это связано с тем, что европейские политики в общении с коллегами из Центральной Азии  полностью абстрагировались от таких болезненных для местных режимов вопросов, как права человека, свобода прессы и развитие демократии, акцентируя внимание на том, что более удобно для местных властей, – вопросах безопасности.  Он заметил, что в ЕС верно выбрали время для консолидации своих усилий в Центральной Азии, когда между странами региона действительно возросла кооперация, главным условием которой выступила новая политика большей открытости, которой стал придерживаться Узбекистан после смерти Ислама Каримова.

«Новая концепция ЕС в отношении Центральной Азии должна быть принята к 2019 году. Собственно, работа над ней ведется уже давно, но именно сейчас европейские политики высокого уровня, такие как Могерини, дали понять, что в ее основе будет обеспечение региональной безопасности со стороны западного блока путем поддержки местных режимов и совместное умиротворение Афганистана. Запад напуган ростом терактов, которые совершают выходцы из Центральной Азии, что может стать еще одним серьезным вызовом для Брюсселя наряду с миграционным кризисом и ростом популярности националистов и популистов. Поэтому ЕС ищет пути воздействия на регион, чтобы обезопасить себя от его радикализации. То, что эта тема беспокоит Запад, стало понятно и из встречи накануне конференции в Самарканде заместителя помощника президента США, старшего директора по делам Южной и Центральной Азии Лизы Кертис с президентом Узбекистана. Детали встречи не раскрываются, но из скупой информации, просочившейся в прессу, стало известно, что Вашингтон потребовал от Ташкента заняться вопросом рекрутинга местных граждан в ряды террористических группировок. Видимо, для ЕС и США безопасность стала куда более значимым вопросом во взаимоотношениях с Центральной Азией, чем права человека и перенос европейского опыта демократии на местную, менее благодатную, как показало время, для этого почву», – заключил г-н Хамидов.

Аскар Муминов