Как казахстанские компании встречали Новый год

Кризис в event-индустрии продолжается.

04 Января 2018 11:29 Автор: Элина Гринштейн
Как казахстанские компании встречали Новый год

Для многих казахстанских компаний проведение праздничного новогоднего корпоратива в этом году стало большой проблемой. По словам представителей казахстанской event-индустрии, несмотря на некоторые улучшения ситуации, эта отрасль продолжает сейчас переживать существенный кризис.

Как отметил в разговоре с abctv.kz директор event-агентства DA Chesnok Вячеслав Неруш, проседать рынок корпоративных праздников начал еще с 2016 года. В настоящее время, по наблюдениям г-на Неруша, данная тенденция сохраняется – многие компании стараются сэкономить на проведении праздника для своих сотрудников, сокращают бюджеты на корпоративы или же вовсе от них отказываются.

«Есть где-то с десяток компаний, которые всю жизнь пляшут и веселятся, как в последний раз. Но и они «прижались», – отмечает г-н Неруш.

Аналогичная ситуация, по словам спикера, наблюдается и в рекламной отрасли, что указывает на проблемы в экономике.

«Эти отрасли – event и рекламная – являются некими маркерами. По ним можно четко определять кризис. Как только сокращаются бюджеты компаний на рекламу и корпоративы, значит, что-то случилось», – говорит он.

Большим ударом для отечественных патимейкеров в 2017 году стал переход крупных негосударственных компаний на оплату мероприятий постфактум.

«Это очень для нас плохо. Представьте пример: бюджет компании на корпоратив – пять миллионов тенге. Получается, маленькое, слабенькое, бедненькое и на ладан дышащее event-агентство должно где-то взять эти пять миллионов тенге, провести мероприятие, а потом, через два месяца, где-то в феврале получить за это деньги. И сейчас получается, что выживут только богатые event-агентства, которые смогут кредитовать своих клиентов. Если до недавнего времени компании платили всегда нормально, без двухмесячных постоплат, сейчас они начали сплошь и рядом переходить на такую систему. Еще в 2016 году такого не было», – поделился Вячеслав Неруш.

По словам директора event-агентства, стагнация в отрасли весьма ощутимо давит на ее работников:

«Цены на услуги ведущих упали в разы. Вся огромная армия людей, которые последние 10 лет обслуживают наше нескончаемое веселье, никуда не делась и сейчас пребывает в жестоком ступоре, потому что им нужно или переквалифицироваться каким-то образом, или снижать цены за свои услуги. В общем, там сейчас начинается очень жесткая конкуренция и очень сильный демпинг цен».

Другого мнения придерживается организатор и ведущий мероприятий Александр Шмыгалев. По его словам, в сравнении с 2016 годом есть некие положительные сдвиги. В индустрии развлечений наметился выход из кризиса, положение вещей стало лучше, но еще есть к чему стремиться.

«Очень сильно разделились компании. Есть те, которые уже могут платить хорошие деньги за корпоратив, и те, которые этого не могут, которые ищут все подешевле. Я думаю, что в новом году, если все будет идти так же, как в 2017-м, мы потихонечку выберемся и рынок корпоративных праздников восстановится. Сейчас он еще находится в полуподвисшем состоянии. Потому что если раньше было очень много денег, они были у всех, то сейчас пошло деление на бедных и богатых», – отметил шоумен.

Похожее деление, по словам г-на Шмыгалева, наблюдается и среди ведущих, одна часть которых готова проводить мероприятия за совсем скромные деньги, а другая рассчитывает только на солидный гонорар.

А вот по мнению директора event-агентства «Зажигалка» Романа Альманского, в сравнении с 2016 годом ситуация на рынке event-услуг улучшилась довольно ощутимо:

«В этом году люди все-таки поняли, что без Нового года нельзя и что везде нужны профессионалы – не только среди директоров, бухгалтеров, менеджеров, но и среди ведущих, танцоров, певцов и так далее. В прошлом году все пытались взять эти функции на себя, все сделать сами и думали, что это просто. Но в этом году стали более активно приглашать артистов, которые умеют и предоставляют качественные услуги. Спрос на них стабилизировался».

Вместе с тем г-н Альманский отмечает, что проведение мероприятия требует от представителей event-индустрии и компании, которая это мероприятие заказала, объединенных усилий:

«Каждый праздник – это совместный продукт заказчика и исполнителя. Они не могут существовать отдельно друг от друга. Вот пример: вы приходите в ресторан и заказываете манты. Вы же не идете готовить их. Это ваше желание, но исполнение повара. Здесь то же самое».

При этом интересную тенденцию подметил Вячеслав Неруш. По его словам, редкие работники фирм-заказчиков горят желанием принимать участие в организации корпоратива.

«Чтобы сделать мегасуперинтересный корпоратив, необходимо, чтобы в этом участвовали сотрудники компании. И возникает большая проблема: люди, во-первых, не хотят скакать на сцене и веселить своих нетрезвых шефов, а во-вторых, им просто некогда репетировать. Допустим, чтобы поставить танец с сотрудниками компании даже с профессиональным хореографом, нужно хотя бы несколько раз отрепетировать. А никто не хочет этим заморачиваться. Обычно назначают 30-40 «жертв» – активистов, которые все время за все «за». И эти бедные (или шибко веселые) люди отдуваются за всю остальную компанию. Это четкий тренд, он не связан с кризисом, он связан с людской психологией. Кроме того, у многих есть какие-то комплексы, боязнь сцены. С какого перепугу менеджер среднего звена вдруг станет Киркоровым? Конечно, каждая женщина спустя два часа корпоративной пьянки становится шальной императрицей. Но ведь все хотят, чтобы было немного по-другому», – рассуждает руководитель event-агентства.

Кроме того, по словам г-на Неруша, многие сотрудники компаний и вовсе не хотят приходить на новогоднюю вечеринку – из-за отсутствия праздничного настроения, обусловленного опять-таки пресловутым кризисом.

Но кризис кризисом, а компании, желающие от души встретить Новый год, всегда найдутся. При этом многие сейчас стараются организовать праздник с изюминкой – банальные застолья с пошлыми конкурсами типа перекатывания мячика из штанины в штанину уже не в чести.

«В основном люди выбирают тематику – это могут быть, например, «Стиляги» или какой-нибудь популярный фильм – «Казино «Рояль», «Мафия» или что-нибудь в этом роде – и просто делают вечер в этом стиле. Это в целом зависит от бюджета компании. Какой бюджет – такое и будет наполнение. В этом году очень интересный корпоратив заказала одна компания из Астаны. Там захотели Новый год в стиле HardRock – бородатые мужики на чопперах и «харлеях», черепа и цепи, девочки в кожаных платьях мини и все в таком антураже», – рассказывает ведущий и директор event-агентства Eventgram.kz Михаил Сагановский.

Роман Альманский разделяет мнение своего коллеги относительно того, что уровень креативности мероприятия зависит от бюджета компании:

«Для кого-то 3000 долларов – это безумные деньги, а для кого-то и миллион не так уж много. Невозможно точно назвать сумму, в которую обойдется хороший или плохой Новый год. Смотря что компания хочет, от 100 тысяч тенге за весь вечер до миллионов. Из всех корпоративов, которые мы уже провели в этом сезоне, мне больше всего понравился Новый год, который мы делали в одной авиакомпании. Вот он реально был креативным. Столы были названы по названиям самолетов, у каждого стола был свой капитан, бортпроводник и бортпроводницы. Даже беш подавался не в табаках, как обычно, а в иллюминаторах».

К слову, авиационная тематика была популярна и в 2016 году. Уже не первый год очень востребованы мероприятия в стиле «Игры престолов», «Пиратов Карибского моря», «Великого Гэтсби». В данном вопросе все ограничивается лишь фантазией и финансовыми возможностями заказчика.

Элина Гринштейн