Как не стать "клиентом" антикоррупционной службы

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
2523

В мажилисе обеспокоились судьбой сельских акимов, которые могут по незнанию оказаться в центре антикоррупционных расследований.

Как не стать "клиентом" антикоррупционной службы

В преддверии появления у органов местного самоуправления парламентарии решили попытаться заранее предупредить возможные проблемы. На пленарном заседании, где рассматривался пакет поправок в законодательство по вопросам развития местного самоуправления, депутаты требовали четких ответов правительства - готов ли государственный аппарат к новым бюджетным системам и не станут ли потом сельские акимы жертвами недоработок чиновников из центра?

Вносимыми поправками предусматривается внедрение нового уровня государственного бюджета - бюджета органов местного самоуправления. Тем самым предполагается придать сельским акимам бОльшую финансовую самостоятельность и, конечно, увеличить суммы денег в местных бюджетах, с тем чтобы на местах оперативно их расходовали на решение приоритетных вопросов. 

"Бюджет местного самуоправления на уровне города районного значения, села, поселка, сельского округа внедряется как четвертый уровень государственного бюджета с 2018 года в административных территориальных единицах с численностью населения свыше 2000 чел., а с 2020 года - повсеместно", - объяснил, представляя законопроект, министр национальной экономики Тимур Сулейменов. 

Предполагается, что доходными источниками этих бюджетов станут налоговые поступления, в частности индивидуальный подоходный налог с доходов, не облагаемых у источников выплаты; налог на имущество физических лиц; налог на транспорт с физических и юридических лиц; земельный налог с физических и юридических лиц на земли населенных пунктов, плата за размещение наружной (визуальной) рекламы в полосе отвода автомобильных дорог, проходящих через территории городов районного значения, сел, поселков, сельских округов. А также неналоговых поступлений, к которым предлагается отнести доходы от аренды государственного имущества; добровольные сборы физических и юридических лиц; штрафы, взимаемые акимами за административные правонарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях; доходы от продажи коммунальной собственности; трансферты из районного бюджета.

Расходовать эти средства на местах смогут по своему усмотрению, но в рамках определенных направлений. Это дошкольное воспитание и обучение; благоустройство и озеленение населенных пунктов; строительство, реконструкция, ремонт и содержание автодорог; организация водоснабжения населенных пунктов и ряд других.

Депутаты против увеличения финансовой самостоятельности местной власти в целом не возражали. Однако их интересовали вопросы контроля за своевременным расходованием бюджетных средств и готовность системы как таковой к новому этапу развития.

В частности, они обратили внимание, что, по данным на конец 2016 года, на контрольных счетах наличности у аппаратов акимов сел в остатке находилось неиспользованными порядка 3,6 млрд тенге, что составляет более 30% от общей суммы поступлений. При этом такие проблемы, как освещение, благоустройство, водоснабжение и ряд других, продолжают оставаться нерешенными. 

Министр в ответ на это замечание признал, что такой остаток действительно есть, однако в настоящее время это нельзя считать нарушением, поскольку эти контрольные счета наличности не входят в бюджетную систему. 

"Поэтому на данном этапе они ничего не нарушают, и бюджетного неосвоения в понимании бюджетного кодекса не происходит. Когда будет внедрен четвертый уровень бюджета, все процедуры будут распространяться и на них, и тогда у соответствующих органов будут полномочия по жесткому контролю за освоением", - объяснил министр. 

На этот момент сразу же обратил внимание председатель мажилиса Нурлан Нигматулин, очень активно участвующий в обсуждении этого законопроекта.

"Чтобы интегрировать бюджет местного самоуправления в общую бюджетную систему страны, вам необходимо расширить всю ныне действующую информационную систему казначейства. Так? Вы готовы к этому?" - спросил он.

Глава Минэкономики начал объяснять, как после внедрения четвертого уровня госбюджета будет работать система, но спикер тут же его оборвал и переадресовал свой вопрос вице-министру финансов. 

"Министерством финансов соответствующая работа проведена. В том числе внедренную уже в систему через систему  казначейства - клиент. Уже в прошом году проведена апробация введения бюджета четвёртого уровня. Все административные единицы обеспечены связью. Сейчас проводится небольшая доработка систем казначейства. Всё будет обеспечено", - заверила вице-министр финансов Татьяна Савельева. 

"Это очень важно, что вы на всю страну заявили об этом, - саркастически заметил в ответ Нурлан Нигматулин. - Вы здесь были вместе со своим министром, который тогда просил и доказывал, что нельзя вводить всеобщую систему декларирования. Помните, Татьяна Михайловна? Не слышу? Помните, главным  аргументом у вас было, что информационная система госдоходов не корреспондируется с коммуникационной доступностью интернета в сельской местности. Вот у меня вопрос. Всеобщее декларирование вы из-за этого отменили до 2020 года. Теперь говорите - мы готовы с 2017 года. А вот у нас сельские округи, как раз отдаленные села, поселки. Стыковки не вижу". 

Вице-министр заверила, что доработка этих вопросов сейчас проводится, все проблемы устраняются и внедрению нового механизма ничего не помешают. 

"Ну, смотрите, чтобы не получилось у нас так, как с известной системой (всеобщего декларирования). У нас здесь ваши коллеги стояли и божились, что с 1 января 2017 года запустят. А потом голову в песок засунули, когда население возмущаться стало. Смотрите! Если вы сейчас говорите о том, что готовы. Это нужное дело. Но надо подготовиться тогда вам. Ещё раз говорю вам - здесь важная связь между корреспонденций коммуникационной системы и вашей информационной системой казначейства. Это очень важный вопрос, Минфин, надеюсь, это понимает", - заявил Нурлан Нигматулин. 

Еще один проблемный момент - это собственно обучение как акимов, так и сотрудников аппаратов органов местного самоуправления работе в условиях самостоятельного бюджета. Тимур Сулейменов заявил, что соответствующее обучение уже проводится, будет также подготовлена специальная брошюра. 

Депутаты тоже заострили внимание именно на этом.

"Почти 2,5 тысячи акимов, которым в один день, извините меня, с неба в руки только финансов упадет, как вы цифру назвали свыше 110 миллиардов тенге, помимо этого, есть у них еще функция управления коммунальной собственностью", - рассуждал спикер мажилиса. 

"Это очень важный вопрос. Если они будут не в состоянии пользоваться этим инструментарием, работать с денежными потоками и инструментарием работы с коммунальной собственностью, который представляет им законопроект, то в лучшем случае мы с вами столкнемся с нерациональным использованием средств, а в худшем акимы этих поселков и сельских округов могут стать потенциальными клиентами антикоррупционной службы из за своей неподготовленности. Мы должны получить подготовленных акимов, а не потенциальных клиентов антикоррупционного ведомства", - предупредил он министра.

Глава Миннацэкономики согласился, что эти моменты необходимо доработать, и пообещал, что на этом они внимание и заострят. На этом пока компромиссном решении депутаты и остановились, одобрив законопроект в первом чтении. 

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться