Как в Казахстане будут бороться с терроризмом

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
13947

КНБ обнародовал проект госпрограммы  по противодействию религиозному экстремизму и терроризму в Республике Казахстан на 2017-2020 годы.

Как в Казахстане будут бороться с терроризмом Фото: knb.kz

С чем будут бороться?
Реальность угрозы "радикализации граждан, ведущей к насильственному экстремизму и терроризму" в КНБ признают. Отмечая, что "распространение радикальных взглядов, в том числе мотивированных псевдорелигиозной риторикой, приобрело масштабный характер во всем мире".

"Указанному способствует целенаправленная пропаганда со стороны международных террористических организаций и отдельных лиц, которые формируют в сознании казахстанского общества идеи, чреватые разжиганием межконфессиональной вражды и розни, способные инициировать экстремистские проявления насильственного характера", – констатируют в КНБ. 

Несмотря на принимаемые меры (в виде госпрограмм по укреплению национальной идентичности, повышения качества образования, трудоустройства, повышения благосостояния населения), "с каждым годом проблема радикализации отдельных категорий населения не теряет своей актуальности".  

"Субъекты экстремистской и террористической деятельности, испытывающие критическую потребность в пополнении своих рядов новыми рекрутами, налаживании дополнительных каналов финансирования и пособнической инфраструктуры, наращивают интенсивность пропаганды идей радикализма и терроризма", – отмечается в проекте программы.

Так, в КНБ отмечают "повышение качества технической, художественной и психологической составляющих информационно-пропагандистских материалов отдельных террористических организаций". И "под воздействием нарастающей пропаганды деструктивных идей из Интернета и социальных сетей сообщества приверженцев радикальной идеологии пополняются нашими согражданами". При этом отмечается, что использование социальных сетей позволяет эмиссарам международных террористических организаций "значительно расширить свою аудиторию, перевести проводимую агитацию на системную основу". 

"Внедрение радикальных идей и экстремистских взглядов в сознание отдельных категорий сограждан обусловило проявление крайних форм агрессии, а также создало предпосылки к утрате ими чувства патриотизма и национальной идентичности, культурно-нравственных и семейных ценностей. Бесконтрольное развитие этих процессов чревато эскалацией насилия в обществе, увеличением количества лиц, разделяющих радикальные идеи", – отмечают в КНБ.

Именно международные террористические организации, "насаждая радикальные идеи, провоцируют антиобщественные настроения, раскол казахстанского общества по конфессиональному признаку, размывание национальной и религиозной идентичности". В качестве подтверждения этого тезиса КНБ приводит теракты, произошедшие в 2016 году в Актобе и Алматы. 

О реальности и об усилении террористической угрозы говорит и приведенная статистика. Так, с 2013 года на ранней стадии приготовления предотвращены и сорваны 27 насильственных экстремистских акций террористического характера (из них в 2013 году – 8, в 2014 году – 3, в 2015 году - 4, в 2016 году –12).

Прямую угрозу национальной безопасности представляет участие граждан нашей страны в террористической деятельности за рубежом. По данным КНБ, за последние четыре года не допущен выезд в зоны террористической активности 546 рекрутов-казахстанцев (2013 год – 168, 2014 год – 136, 2015 год – 151, 2016 год – 91). Кроме того, из лагерей международных террористических организаций возвращены 79 граждан Казахстана, из них 34 привлечены к уголовной ответственности за участие в террористической деятельности.

Впрочем, помимо внешнего воздействия, в КНБ отмечают: есть и внутренние факторы, способствующие проявлению радикальных настроений. В их числе "имеющиеся социально-экономические проблемы; низкий уровень религиозной грамотности населения, упущения в морально-нравственном и патриотическом воспитании подрастающего поколения; межэтнические, межконфессиональные и иные социальные противоречия; неуправляемость миграционных процессов, сопровождающаяся формированием маргинальной прослойки, усиливающей конфликтный потенциал". Также в списке причин возникновения деструктивного настроя и недоверия к власти названы "коррупционные проявления и бюрократизм со стороны отдельных государственных чиновников на местах". При этом отмечается, что такой "деструктивный настрой" проявляется преимущественно среди неустроенной молодежи. 

Что с этим делать?
В проекте госпрограммы отмечается, что "при сложившихся обстоятельствах существенно актуализировались вопросы обеспечения безопасности объектов, уязвимых в террористическом отношении, а также надлежащего контроля над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и их компонентов".

По оценке КНБ, в стране реализуется "эффективная государственная политика, направленная на обеспечение внутриполитической стабильности, в том числе в сфере предупреждения насильственному экстремизму и противодействия терроризму". Государством "принимаются беспрецедентные меры социально-экономического характера, направленные на повышение благосостояния всех слоев населения". Усилиями "государства и общества повсеместно ведется борьба с коррупцией, создающей условия, благоприятные для распространения правового нигилизма и антипатриотизма". В обществе при этом "сохраняется религиозная толерантность, межконфессиональное и межэтническое согласие". 

В числе слабых сторон противодействия терроризму и экстремизму названа "сохраняющаяся тенденция увеличения количества приверженцев радикальной идеологии, в том числе склонных к совершению насильственных акций внутри страны". Кроме того, отмечены "недостаточная эффективность информационно-разъяснительной работы и недостаточное качество контрпропагандистской продукции". Несовершенной названа система противодействия распространению материалов экстремистского и террористического содержания, в том числе в Интернете. 

Наряду с этим институты гражданского общества в недостаточной степени вовлечены в работу по предупреждению насильственного экстремизма и противодействию терроризму. А деятельность государственных и местных органов власти в этой сфере имеет "недостаточное научно-методическое сопровождение". 

Также требуется "дальнейшее повышение профессионального уровня работников государственных органов, вовлеченных в профилактику религиозного экстремизма, и предотвращение угроз терроризма", и решение вопроса по "недостаточному оснащению специальных государственных и правоохранительных органов современной техникой, вооружением и другими новейшими разработками в сфере противодействия терроризму". 

Как будут решать проблемы
В проекте программы предусмотрен комплекс мер. Предполагается усовершенствовать профилактику религиозного экстремизма и терроризма, сосредоточившись "на лицах, разделяющих идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни". Также планируется повысить эффективность "системы просвещения граждан о потенциальной опасности радикальной идеологии и терроризма" и улучшить "привлекательность контрпропагандистской продукции". 

Предусматривается разработка "эффективных мер ограждения казахстанских граждан в период их нахождения за рубежом от пропагандистской деятельности приверженцев радикальных взглядов". Будет организован постоянный мониторинг интернет-ресурсов и соцсетей для выявления материалов, пропагандирующих экстремизм. Предполагается использовать для этого специальные "современные программы по выявлению противоправного контента".

Также планируется законодательно запрещать "распространение на территории Республики Казахстан продукции средств массовой информации и иных информационных материалов, в содержании которых выявлены признаки экстремизма или терроризма". 

Эффективность предупреждения экстремизма и терроризма планируется повысить через расширение участия в этой работе институтов гражданского общества, а также "путем совершенствования системы обеспечения деятельности специальных государственных и правоохранительных органов". Для этого предлагается принимать меры "по признанию и запрещению в установленном законодательством порядке деятельности экстремистских и/или террористических организаций, деятельность которых установлена на территории Республики Казахстан"; усилить кадровый потенциал, а также повысить уровень "профессиональной квалификации кадрового состава, субъектов противодействия экстремистским проявлениям насильственного характера и терроризму". Будут внедряться "современные технологии и другие достижения "научно-технического развития в деятельность правоохранительных и специальных государственных органов по выявлению и пресечению экстремистской и террористической деятельности". 

Планируется усиливать пограничный и миграционный контроль "по недопущению проникновения на территорию страны экстремистов и террористов, а также по принудительному выдворению иностранцев, совершивших уголовное правонарушение". Также будет усилен контроль "над оборотом оружия, боеприпасов, взрывных устройств и взрывчатых веществ, в том числе за субъектами предпринимательства, занятыми в сфере оборота гражданского, служебного оружия и боеприпасов". 

Разумеется, предусматривается улучшение "материально-технического обеспечения, оснащения  вооружением, специальной техникой и оборудованием, а также развитие инфраструктуры  подразделений специальных государственных и правоохранительных органов в целях повышения уровня оперативного реагирования на угрозы террористического характера", а также  "развитие инфраструктуры и материально-технической базы выделенных ведомственных учебных центров для подготовки подразделений специального назначения государственных органов". Будет повышен "уровень реагирования на террористические проявления в пределах континентального шельфа Каспийского моря". Активизируют и кинологическую службу для подготовки инспекторов-кинологов и служебно-розыскных собак по обнаружению взрывчатых веществ и оружия. 

Какой результат ждут от предложенных мер
В проекте программы определены целевые индикаторы ее результативности. Так, ожидается, что эффективность деятельности специальных и правоохранительных органов по недопущению экстремистских проявлений насильственного характера и актов терроризма на территории Казахстана к концу 2020 года составит 95%. Аналогичного показателя планируется достичь по уровню готовности к реагированию на акты терроризма, а также минимизации и (или) ликвидации последствий терроризма на территории республики.

Также к концу 2020 года планируется снизить на 20% (по сравнению с 2016 годом) количество людей, разделяющих экстремистские идеи, направленные на разжигание религиозной вражды или розни.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться