Казахстан пока не готов к созданию национального автомобильного бренда

19 Октября 2016 14:10

Реализация этой идеи по меньшей мере обойдется казне государства в один млрд долларов.

Прежде чем создать что-то своё, нужно изучить опыт других стран, считает председатель правления Союза предприятий автомобильной отрасли «КазАвтоПром» Олег Алфёров. Согласно этому самому опыту зарубежных стран, создание собственного бренда требует прохождения нескольких стадий до того, как в стране будет собран «свой» автомобиль. Так, для начала нужно наладить локальную сборку иностранных брендов с последующей локализацией выпуска автокомпонентов. Далее нужно нарастить технологический передел посредством освоения операции сварки, окраски, и только потом можно переходить к производству комплектующих, которые требуют наличия конвейера по выпуску не менее 120-200 тыс. готовых автомобилей. Только в этом случае дело может стать рентабельным. А уже следующий этап требует значительных инвестиций в собственные научно-исследовательские и конструкторские разработки.

«Когда вы сформировали достаточный инженерный потенциал для того, чтобы перейти к тому, чтобы предложить потребителю некий новый продукт под брендом, который ранее не существовал, вы должны быть готовы к тому, чтобы вложить не менее 800 млн долларов, а чаще свыше одного млрд долларов, в разработку оригинальной платформы. Это те инвестиции, которые требуются для создания нового оригинального автомобиля», - сказал глава отраслевого союза на брифинге в Службе центральных коммуникаций, добавив, что аналогичный путь, который считается наиболее правильным, успешно прошли  лишь две страны - Корея и Китай.

Господин Алфёров считает, что в этом вопросе Казахстан должен ориентироваться на соседнюю Россию, которая, в свою очередь, предпочла идти по пути интеграции с мировыми автоконцернами.

«В российском автопроме оригинальные платформы, разработанные еще в прежние десятилетия, отходят на все более дальний план. Это связано с ограниченными масштабами рынка. Если мы сопоставим масштабы казахстанского рынка с российскими, то мы поймем, что они соотносятся в пропорции 1 к 11», - добавил он.

Что касается состояния на отечественном автомобильном рынке, то он, как отмечают в ассоциации, пребывает в состоянии спада со второй половины 2014 года. Он тяжелее других секторов потребительского рынка пережил девальвацию и другие макроэкономические потрясения. Но в текущем году наметилась положительная тенденция: продажи вышли на рыночное «плато», от которого авторетейл может оттолкнуться и начать движение вверх.

«Ежеквартально казахстанцы приобретают порядка 10 тыс. новых легковых автомобилей, это довольно стабильная цифра, которую мы фиксируем с начала текущего года. Причем все большее число отечественных покупателей приобретают автомобили, выпускаемые внутри страны. Если в первом квартале их доля не превышала 20%, то к июню-августу текущего года от 30 до 32% всего отечественного автомобильного рынка пришлось на модели, выпускаемые внутри страны», - сказал он. Рост объемов производства в сентябре достиг 46%.

Производство автомобилей демонстрирует непрерывный рост, начиная с июня текущего года. Так, за 9 месяцев уходящего года выпущено уже 8,3 тыс. автомобилей всех классов.

«Эти цифры многократно уступают тем значениям, которые характеризовали деятельность предприятий автопрома 2-3 года назад. Однако даже в нижней точке своего отраслевого спада сегодня вклад автопрома в ВВП республики достиг 51,5 млрд тенге, превысив аналогичный показатель фармацевтической отрасли, текстильной промышленности и приблизившись к аналогичным показателям легкой промышленности», - подчеркнул глава отраслевого союза.

Он заявил: казахстанские автозаводы предпринимают активные усилия для расширения производственной линейки, и уже в ближайшее время на конвейеры отечественных предприятий «встанут не только новые модели, но и те бренды, продукция которых сегодня импортируется в Казахстан в готовом виде».

Саяжан Каукенова