Казахстанский авторынок: новые лидеры и робкая надежда

Юлия Кузнецова Юлия Кузнецова
11177

В 2017 году Ассоциация казахстанского автобизнеса (АКАБ) ожидает структурных изменений рынка в пользу роста доли продукции отечественного автопрома.

Казахстанский авторынок: новые лидеры и робкая надежда

Позитивное влияние на продажи в лоукост-сегменте окажет новый этап реализации программы льготного кредитования под 4%. На вторичном рынке акцент сместится в сторону перепродаж внутри Казахстана, а лидерами потребительских предпочтений останутся SUV и доступные седаны. Такие прогнозы озвучил в Алматы президент АКАБ, председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев.

Напомним, что в 2016 году официальный рынок реализовал 46712 новых автомобилей, что на 52% меньше, чем в 2015 году, когда было продано 97469 авто. В денежном выражении объем рынка по итогам прошлого года составил 335 млрд тенге, тогда как в 2015 году данная цифра превысила 400 млрд тенге, таким образом, в денежном выражении рынок сократился на 20%.

Общее количество регистраций автомобилей в минувшем году снизилось на 4%, с 920835 до 882826 единиц.

"Это достаточно хороший показатель, даже столь незначительное снижение свидетельствует о том, что рынок приходит в норму. Большое количество регистраций в 2015 году было обусловлено масштабным ввозом автомобилей из России, когда за пять месяцев в страну ввезли двукратный объем максимального рынка. Но в это число входят и новые автомобили, и машины, которые перепродавали несколько раз, не один раз ставили на учет. Чем заметнее будет падать количество регистраций в сегменте секонд-хенда, тем активнее будет расти новый рынок. Хотя и незначительный, но явный рост продаж новых авто в ноябре и декабре позволяет надеяться, что рынок уже поймал дно и в нынешнем году покажет рост. Все-таки мы впервые с 2015 года увидели увеличение продаж", - прокомментировал Андрей Лаврентьев.

Одним из самых интересных итогов 2016 года участники рынка считают смену лидера. Бессменный многолетний флагман продаж Lada потерял 67% и с результатом продаж 8147 единиц оказался на втором месте. Безусловным лидером ("Геннадием Головкиным авторынка", по выражению исполнительного директора компании "Астана Моторс" Антона Афонина) в прошлом году стала Toyota, которая по сравнению с 2015 годом увеличила продажи с 7232 до 9059 единиц, а долю рынка - с 7,42 до 19,39%.

"Это эволюционный шаг, свидетельствующий о том, что даже в кризис покупатели ищут достойные предложения", - отмечает г-н Афонин.

По мнению участников рынка, смена лидера также подтверждает тот факт, что в непростой период более высоких результатов добиваются игроки, которым удалось сформировать предложения, способные привлечь потенциальных покупателей. Японский бренд традиционно пользуется симпатией казахстанских автолюбителей. Вкупе с предложенными Toyota собственными финансовыми продуктами, ценами в тенге, более привлекательными по сравнению с российскими, а также с новыми моделями это обеспечило марке лидерство. Показательно, что и в сегменте премиальных авто заслуживающие внимания результаты показал Lexus, обеспечивший около 50% продаж в своей ценовой категории. Впервые в тройке лидеров оказался Renault, несмотря на более чем двукратный спад продаж (с 8235 единиц в 2015-м до 3772 единиц в 2016 году).

Еще одним трендом, наметившимся в середине 2015 года и остававшимся актуальным в прошлом году, стало увеличение доли продаж казахстанских автомобилей до 26% (результат 2015 года - 17%). Участники рынка считают, что в перспективе продажи автомобилей казахстанского производства вырастут в результате внедрения утилизации по программе расширенных обязательств производителей. В разрезе регионов свыше 55% от общего объема продаж автомобилей обеспечили Алматы и Алматинская область (29,6%), Астана и столичный регион (18,2%), а также Атырау и область (7,6%). Примерно по 5% в общий объем автомобильных продаж внесли Шымкент, Костанай и Караганда.

Расклад продаж в разрезе сегментов в очередной раз проиллюстрировал тот факт, что кризис сильнее всего ударил по наименее обеспеченным слоям населения. Самыми пострадавшими оказались сегменты В и В+. Если в 2015 году доля автомобилей стоимостью до 3 млн тенге превалировала и составляла 52%, то в 2016 году продажи в данном ценовом сегмете сократились до 24% от общего объема. По мнению участников рынка, причины заключаются как в росте цен в тенге, так и в том, что акции и спецпредложения, на которые игроки не скупились сразу после девальвации, закончились.

На фоне того, что для наименее обеспеченной части казахстанцев автомобиль все чаще становится роскошью, произошел рост среднего чека. По словам Антона Афонина, если в начале прошлого года он составлял 5-6 млн тенге, то к концу вырос до 8 млн. Несмотря на кризисные веяния, на протяжении 2014-2016 годов новые позиции отвоевывал крайне популярный на казахстанских дорогах сегмент SUV, который вырос с 24 до 35%. Люксовый сегмент оказался подвержен влиянию кризиса менее остальных; показательно, что среди всего лишь шести брендов, показавших рост по итогам 2016 года (один из них, Datsun, сдал позиции так же быстро, как и набрал в начале года), три входят в премиальную категорию - Lexus, BMW и Jaguar.

На перемены к лучшему в будущем году рассчитывают и производители и дистрибьюторы коммерческой техники.

"Новые реалии заставляют нас пересмотреть бизнес-подход. Свою эффективность в реализации техники, производимой в Казахстане, показала программа льготного лизинга, партнеры внедряют финансовые инструменты, новые продукты, которые не использовали прежде, и мы надеемся на эти меры. Рынок коммерческой техники - это сегмент В2В, и влияние кризиса он чувствует сильнее и быстрее, чем рынок легковых автомобилей", - считает коммерческий директор холдинга "Вираж" Ермек Ескергенов.

Избежать роста цен на автомобили в результате отмены льгот по НДС, по мнению Андрея Лаврентьева, не удастся, но если днем ранее участники рынка говорили о возможном 10-12-процентном росте, то руководитель АКАБ считает, что рост удастся удержать в рамках 4-6%.

"Подписывая контракты о промышленной сборке в 2010 году, мы рассчитывали на освобождение от НДС и после 2017 года. Но в связи с вступлением в ВТО эта льгота оказалась под запретом. Тем не менее на автомобили, ввезенные в 2016 году, и на контракты, подписанные тогда же, льгота распространяется, так что не все производители поднимут цены буквально с первых дней января. Мы ожидаем, что увеличение стоимости произойдет во II-III квартале", - прокомментировал Андрей Лаврентьев.

В качестве альтернативы, способной смягчить негативный эффект от отмены освобождения от НДС, в руководстве АКАБ рассматривают прежде всего программу льготного кредитования. По состоянию на 12 января 2017 года Банк развития Казахстана профинансировал 8519 заявок на сумму 31 млрд 718 млн тенге, поступивших в БВУ от физических лиц на получение займа в рамках программы льготного кредитования. Шесть БВУ выдали 8379 кредитов на приобретение транспорта на общую сумму 31 млрд 355 млн тенге.

"Когда мы смотрим, что более важно для клиента - стоимость автомобиля или механизм его приобретения, мы видим, что в большинстве случаев приоритетен второй фактор. Во внедрении механизма льготного кредитования заинтересованы и производители", - пояснил Андрей Лаврентьев. 

Юлия Кузнецова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться