Керосин можно будет получить из Китая

Жанболат Мамышев Жанболат Мамышев
8770

В Казахстане по-прежнему не хватает авиакеросина собственного производства.

Керосин можно будет получить из Китая

Министерство энергетики прорабатывает возможность сертификации в Казахстане авиакеросина марки "Джет". В случае принятия такого решения республика сможет диверсифицировать поставки авиакеросина, собственную потребность в котором Казахстан пока самостоятельно закрывает всего лишь на треть.

"Пока наши казахстанские заводы не удовлетворяют нашу потребность, то, естественно, такой дефицит будет. Для решения данной проблемы министерство энергетики в настоящее время прорабатывает сертификацию керосина марки "Джет". Если сегодня наши авиакомпании летают за рубеж – в Китай, то там они заправляются "Джетом", но министерство энергетики сейчас прорабатывает, что в наших правилах этот стандарт принять и чтобы могли завозить керосин марки "Джет", который производится за рубежом. И в большой степени Китай тоже готов поставлять керосин данной марки. Дефицит реальный есть в Казахстане, но, я думаю, проблем с обеспечением керосином не будет, так как Россия подтвердила соответствующую квоту, которой будет хватать для наших авиакомпаний", – сказал журналистам председатель комитета гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК Бекен Сейдахметов.

В 2017 году казахстанскими нефтеперерабатывающими заводами заявлен выпуск 240 тыс. тонн авиационного керосина, но этого объема недостаточно для местных авиакомпаний и аэропортов.

"Реальная потребность намного больше – в прошлом году казахстанскими авиакомпаниями и аэропортами было потреблено порядка 500 с лишним тыс. тонн керосина. В этом году они заявки дали, конечно, они чуть-чуть завышены – порядка на 800 тыс. тонн дали заявки все авиакомпании и аэропорты. Из выделенных 241 тыс. тонн четырем авиакомпаниям Air Astana, SCAT, Qazaq Air, Bek Air выделено свыше 170 тыс. тонн керосина, – рассказал г-н Сейдахметов. – Сегодня, помимо этого, аэропорты тоже обслуживают международные полеты: астанинский аэропорт, алматинский, другие аэропорты. И мы постарались максимально удовлетворить реально существующий дефицит. Поэтому есть спрос, и реально удовлетворить всех возможности нет".

Вместе с тем принадлежащие АО "ФНБ "Самрук-Казына" авиакомпании Air Astana и Qazaq Air обратились к руководству министерства по инвестициям и развитию с требованием разработать простой и прозрачный механизм распределения отечественного авиационного топлива.

"Air Astana и Qazaq Air уверены, что практика распределения авиатоплива, производимого отечественными нефтеперерабатывающими заводами, подрывает энергетическую безопасность Казахстана. Авиаперевозчики считают, что процедура распределения авиатоплива между казахстанскими авиакомпаниями непрозрачна и требует существенной корректировки", – говорится в распространенном ими совместном пресс-релизе.

Авиаперевозчики напомнили, что 2008 году заключен меморандум о партнерстве между авиакомпаниями, аэропортами и основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов и производителями нефтепродуктов по обеспечению внутреннего рынка авиационным керосином, в рамках которого ежегодно утверждается график закрепления авиакомпаний и аэропортов за основными ресурсодержателями нефти и нефтепродуктов по поставке авиационного керосина.

В 2017 году министерством энергетики РК планируется произвести для гражданской авиации 241 тыс. тонн авиатоплива, что составляет примерно 38% от требуемого объема.

"Основную роль в вопросе распределения этих 241 тыс. тонн между субъектами гражданской авиации играет комитет гражданской авиации министерства по инвестициям и развитию РК", – отмечается в сообщении авиакомпаний.

При этом в Air Astana и Qazaq Air заявили, что 12 января 2017 года в рамках совещания под председательством председателя КГА Бекена Сейдахметова "был утвержден график на 2017 год, лоббирующий интересы частных компаний в ущерб интересам государственных авиакомпаний".

"Так, для авиакомпании Qazaq Air графиком установлен объем авиатоплива в среднем в два раза меньше необходимого, а для авиакомпании Air Astana – почти в три раза ниже требуемого", – отмечают авиаперевозчики, в то время как для частной авиакомпании SCAT, по данным Air Astana и Qazaq Air, предусмотрен объем авиатоплива, превышающий необходимый.

"Кроме того, для SCAT ресурсодержателем определен ТОО "Петросан", являющееся основным и стабильным производителем авиатоплива в Казахстане. Тогда как для Air Astana и Qazaq Air КГА определяет около 10 различных ресурсодержателей, 70% из которых либо не осуществляют выработку авиатоплива, либо обладают его ограниченными объёмами", – отметили в пресс-службе.

Глава КГА отметил, что в курсе высказанного авиакомпаниями Air Astana и Qazaq Air недовольства по соответствующим квотам на керосин.

"Когда мы распределяли это, понимали, что и аэропорты сегодня недовольны, и авиакомпании сегодня в целом недовольны, потому что есть дефицит. По разнице этого дефицита Минэнерго заявило, что 450 тыс. тонн заквотировано в Российской Федерации, то есть это ежегодная практика. В прошлом году было выделено 155 тыс. тонн – почти на 100 тыс. тонн меньше, и при этом сбоев при обслуживании регулярных рейсов по результатам прошлого года практически не было", – сказал он.

По действующей схеме керосин для восполнения дефицита получается в рамках соглашения из России. Кроме того, в Казахстане после завершения модернизации всех трех НПЗ увеличатся возможности по наращиванию производства керосина. Также в настоящее время есть возможность закупать керосин в Туркменистане и Иране.

"Мы обеспечены только на 35% отечественным топливом. В прошлом году 155 тыс. тонн всего было выделено, в этом году – 240 тыс. тонн. Министерство энергетики говорит, что после завершения реконструкции НПЗ эта возможность возрастет, но в настоящее время имеются соглашения с Россией, согласно которым можно брать из России недостающие объемы. Эта практика ежегодная. Из Туркменистана, Ирана есть возможность брать", – сообщил Бекен Сейдахметов.

В свою очередь в авиакомпании SCAT считают необоснованными заявления Air Astana и Qazaq Air о лоббировании интересов в КГА при распределении авиатоплива.

В компании заявили, что авиакомпания SCAT ежегодно потребляет в среднем около 80 тыс. тонн авиационного топлива для бесперебойного выполнения регулярных рейсов из Казахстана. С учетом плана развития авиакомпании и увеличения маршрутной сети на 2017 год объем запланированного потребления авиатоплива составляет около 120 тыс. тонн. При этом основную часть данных объемов, около 70%, авиакомпании поставляют российские ресурсодержатели нефти и нефтепродуктов. Остальные 30% компания получает от отечественных поставщиков ГСМ, в том числе от ТОО "Петросан".

"В результате совещания 12 января, в котором принял участие представитель нашей компании, действительно, был утвержден график на 2017 год. Согласно графику, был установлен объем топлива, поставляемого авиакомпании отечественными НПЗ в размере 30% от общего объема, необходимого авиакомпании SCAT на 2017 год. В то же время заявленные объемы авиакомпаний Air Astana и Qazaq Air были удовлетворены на 63 и 58% соответственно", – сообщили в SCAT.

В авиакомпании отметили, что, согласно утвержденному графику, установленный объем ТОО "Петросан", о котором говорится в сообщении авиакомпаний Air Astana и Qazaq Air, составляет 35755 тонн авиатоплива для авиакомпании SCAT и 94200 тонн для авиакомпании Air Astana. По мнению SCAT, подобные заявления Air Astana и Qazaq Air сделаны с целью оказания давления на КГА.

"Авиакомпания SCAT является на 100% казахстанской компанией, все налоговые отчисления делает в РК, кроме того, мы являемся лидером в Казахстане по количеству эксплуатируемых внутренних авиамаршрутов. Только мы выполняем социально значимые рейсы, которые субсидируются государством и должны обеспечиваться авиатопливом, выработанным в Казахстане, – сообщили в SCAT. – Мы так же, как и другие авиакомпании, перевозим наших граждан, и в большинстве случаев именно наша авиакомпания вывозит граждан РК в чрезвычайных ситуациях, связанных с коллапсами в туристической отрасли, являясь частной авиакомпанией, а так называемый национальный государственный перевозчик даже в таких случаях выполняет только коммерчески выгодные рейсы. В связи с этим возникает вопрос: чего хотят "государственные" авиакомпании и почему позволяют себе подобные необоснованные выпады в сторону частной" авиакомпании и комитета гражданской авиации? Ответ очевиден – оказать давление через СМИ на КГА РК с целью перераспределения объемов поставок авиационного топлива еще больше в свою пользу".

Жанболат Мамышев

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться