Кровавая турецкая баня

Аскар Муминов Аскар Муминов
6186

Эрдоган попытается использовать попытку переворота для усиления власти. 

Кровавая турецкая баня

В ночь на 15 июля в Турции была предпринята неудавшаяся попытка государственного переворота. По словам экспертов это событие  усилит позиции действующего президента Реджепа Тайипа Эрдогана и покажет рост исламских настроений в республики, считают эксперты. Некоторые из них не исключают, что неудавшийся переворот может быть использован Эрдоганом для последующего закручивания гаек и новых политических игр турецкого руководства с Европейским союзом и США.

Как это было?
15 июля поздно вечером из Турции стали поступать сообщения о попытке военного переворота. Генштаб заявил, что руководство страны задержано, однако все существующие международные отношения будут продолжены. Позже действующий президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган  обратился к народу по Skype и призвал людей выйти на улицы, чтобы поддержать его. Сторонники президента в Анкаре, Стамбуле, Измире  вышли на центральные улицы и площади и заблокировали передвижения военной техники, сами военные в основном старались не применять силу против гражданского населения.

Однако жертв избежать не удалось. В районе  Гёльбаши в Анкаре в ходе беспорядков погибли 17 сотрудников полиции, истребитель турецких ВВС F-16 сбил военный вертолет Sikorsky с участниками госпереворрота. Всего же по последним даннымчисло жертв попытки переворота в Турции увеличилось до 90 человек, а 1 154 получили ранения. К вечеру 16 июля стали поступать сообщения, что местные власти обесточили военную базу Инджирлик в Турции и перекрыли ведущие к ней и из нее дороги. Американские дипломаты призвали граждан США избегать посещения авиабазы,  но которой размещены самолеты ВВС США. Также несколько часов назад стали поступать сообщения, что был задержан предполагаемый лидер зачинщиков военного переворота в Турции, бывший главком ВВС страны генерал Акын Озтюрк.

"Попытка переворота, которую предприняла небольшая группа предателей-военных, будет полностью подавлена, пусть в этом никто не сомневается. Я остаюсь со своим народом и никуда не уйду. Мы зачистим нашу армию от предателей. Они подняли оружие против народа. Будет еще много арестов в наших вооруженных силах, вплоть до самых высоких должностей" - заявил на экстренной конференции в аэропорту Стамбула Эрдоган.

Отметим, что по последним данным  более 3000 тыс. человек были задержаны за попытку совершения военного переворота в Турции. Официальная Анкара возложила основную ответственность за произошедшее на бывшего соратника Эрдогага имама Фетхуллаха Гюлена, который отверг обвинения в причастности к резонансным событиям.

В свою очередь президент Казахстана Нурсултан Назарбаев выразил слова соболезнования турецкому народу, в связи с последними трагическими событиями.

"Примите слова искреннего сочувствия и соболезнования всем семьям погибших и пострадавшим в ходе трагических событий. Призываем братский турецкий народ к единству и выдержке в сложившейся ситуации. Уверены в скорейшем урегулировании обстановки. У нас нет никаких сомнений, что турецкий народ во главе с демократически избранным руководством страны с достоинством преодолеет все текущие вызовы и продолжит уверенное развитие по пути демократии и прогресса", - говорится в телеграмме, обращенной на имя президента Турецкой республики.

Почему именно военные?
Стоит отметить, что исторически так сложилось, что военные всегда играли особую роль в истории Турции. Фактически они привели к власти основателя современного турецкого государства Мустафу Кемаля Ататюрка. В 20 веке в Турции произошло 4 военных переворота, и президент Реджеп Тайип Эрдоган с момента прихода к власти системно ослаблял позиции военных в стране, памятуя об их роли в истории Турции. Так, к примеру, в 2010 году Эрдогану удалось протащить через парламент специальные нормы, позволившие осудить организаторов военного переворота еще 1980 года, экс-президент генерал Кенан Эврен был приговорен к пожизненному заключению и вскоре умер. Основная линия разлома между военными и Эрдоганом проходит по вопросам светского устройства Турецкой республики. Действующий президент, который в основном опирается на поддержку религиозной части общества и культивирующий идею исламского ренессанса в Турции вызывает все большее отторжение у военных, которых считают гарантами светских устоев общества. Поэтому, они не могли долго мириться с продвигаемым Эрдоганом новый неосманским проектом по возрождению Халифата. В преддверии прошедших в 2015 году парламентских выборах и сразу после них в Турции активно продвигалась мысль о том, что страна должна перейти на президентскую форму правления, после чего можно будет объявить главу страны Реждепа Тайипа Эрдогана новым халифом.

Как пояснил тюрколог, историк-востоковед Центра центральноазиатских исследований Университета КИМЭП Жар Зардыхан исторически, сам процесс провозглашения "халифом" довольно сложный и требует одобрения и подчинения огромного количества мусульманских групп и организаций, и любое разногласие непременно приводит к кровавым распрям и междуусобице. Объявить себя "халифом" – это даже не пол-дела, и далеко даже не треть. Он заметил, что Эрдоган не только несостоятелен даже как мнимый лидер суннитского мира, но даже не может заручиться поддержкой большинства населения в Турции. И это не упоминая тот факт, что его пылкая ревностная политика относительно сирийского кризиса, курдов, и "Братьев-мусульман" в Египте настроила против него немало мусульманских государств, включая и региональных тяжеловесов: Саудовскую Аравию, Египет и Иран. Поэтому в регионе, скорее, было легче объединиться против Эрдогана, чем за него, чем не могли не воспользоваться военные, сказал Жар Зардыхан.

Член научного совета Московского центра Карнеги Алексей Малашенко считает, что теперь у Эрдогана развязаны руки и он попытается использовать ситуация на пользу укрепления своей единоличной власти. Также, он может простить военных, чтобы показать народу широту своей души и снискать народную любовь. Г-н Малашенко не исключил, что попытка переворота могла быть срежиссирована самими турецкими властями для укрепления позиций турецкого лидера.

Невидимая рука Запада
Еще одна линия разлома между Эрдоганом и военными – отношения с Западом. Если сам турецкий лидер в последнее время все активнее демонстрировал свое недовольство отношением Америки и ЕС к Турции, то военных традиционно называют выразителями западного дискурса в обществе. Тем более, Турция считается одним из самых мощных в плане вооружения и боеготовности государством НАТО. Поэтому, любые попытки антизападной попытки воспринимаются военными как недружественный шаг по отношению к ним, считает политолог, востоковед Эмин Гапаров. Он заметил, что США было бы, скорее на руку, чтобы попытка государственного переворота прошла успешно, и к власти пришло новое руководство, так как диалог с Эрдоганом фактически зашел в тупик. Также не продвигается вопрос членства Турции в ЕС. По словам политолога Запад не доволен тем, что Эрдоган активно использует чувствительный для ЕС вопрос мигрантов, чтобы выторговать для себя как можно больше бонусов с Запада, что вызывает раздражение европейских лидеров и США. Поэтому, он не исключил, что военные решились на захват власти с одобрения американских консультантов. К тому же, по его словам, Вашингтон вряд ли доволен неожиданным потеплением отношений Анкары и Москвы, что могло стать дополнительным аргументом против Эрдогана. Многие обратили внимание и на тот факт, что после улучшения отношений с Россией изменилась риторика турецких властей и по сирийскому кризису.

Так, по словам Эмина Гапарова уже не звучит столь ультимативно со стороны Анкары вопрос об уходе с поста президента Башара Асада, что также не на пользу Западу, так как именно Турция считается одним из главных союзников США по сирийскому вопросу.

Политолог, профессор Университета экономики и технологий торговой палаты и биржи Турции Тогрул Исмаила пояснил, что провал военных Турции связан с тем, что значительная часть народа не поддержала их, даже среди оппозиционеров. Вариант Египта, с отставкой происламского Мухаммеда Мурси и зачисткой партии "Братья-мусульмане" не прошел. К тому же, он заметил, что и в среде военных нет единой позиции по отношению к Эрдогану, что также сыграло против успеха предпринятой операции. Еще один важный аспект заключается в том, что организатором госпереворота не удалось склонить общественное мнение на свою сторону при помощи СМИ. Большую часть телевизионных каналов в Турции контролирует непосредственно Эрдоган, поэтому, после заявлений о попытке госпереворота практически все центральные СМИ встали на сторону действующей власти и призвали тоже самое сделать народ.

Ключевой же ошибкой, эксперт назвал удары по турецкому парламенту, который считается со времен Ататюрка символом парламента и фактически в глазах общества, военные пошли против главных основ государственности страны.

Тюрколог, эксперт по странам Ближнего Востока Александр Сотниченко  заметил, что сейчас принято противопоставлять хороших светских и даже евразийских военных плохому исламистскому Эрдогану. Однако, никогда турки начали помогать исламистам в Сирии в конце 2011 года, ни когда задерживали в 2013 году российский самолет в Анкаре, ни когда российский самолет сбивали в ноябре 2015 года военные переворот не устраивали. И только сейчас, когда отношения между Анкарой и Вашингтоном напряжены до предела, когда Турция восстанавливает отношения с Россией и собирается мириться с Сирией, случился военный переворот. Он заметил, что в 1960 году переворот в Турции был патриотический, в 1980 году же его уже совершили проамериканские офицеры, чтобы не допустить в стране революции. Поэтому, такой опыт у США уже есть, считает он.

Изменятся ли отношения с Казахстаном и Россией?
После попытки госпереворота Турция не будет подвергать ревизии устоявшиеся отношения, как с западными партнерами, так и постсоветскими странами, включая Казахстан и Россию, считает Александр Сотниченко. Он сказал, что Турция в настоящее время находится в поиске новых направлений развития своей внешней политики в связи с отказом от стратегии "ноль проблем с соседями". В отношении Центральной Азии и Казахстана Анкара сохранит прагматичный подход, так как в ближайшее время не станет главным ориентиром его политики.

"В целом, после отказа от жесткой экспансии в тюркском направлении в 90-е гг. ХХ в. отношения Анкары и Астаны находятся в состоянии стабильного развития. Учитывая добрососедские отношения между Турцией и Россией, Казахстан не стал "яблоком раздора" между нашими странами. Инвестиции и проекты России и Турции взаимно не пересекаются. Есть хорошие перспективы для того, чтобы Казахстан стал участником взаимовыгодного сотрудничества между Россией и Турцией. Разумеется, дальнейшее развитие отношений зависит от стабильности политического режима как в Турции, так и вАстане. Но последние события существенных корректив внести не могут, тем более недавно Эрдоган комплиментарно высказывался о роли Казахстана и лично президента Нурсултана Назарбаева в нормализации отношений с Россией. Поэтому, негативный фон в самой Турции на внешние контакты, в том числе с Астаной никак не отразится. Не повлияет и попытка госпереворота на дальнейший диалог с Москвой. Пока Анкара сохраняет прагматическую линию в отношениях с Москвой и не "перегибает палку", после сбитого самолета. Между тем, не стоит также забывать, что Турция остается членом НАТО и других евроатлантических структур. Рычагов давления на Анкару у Вашингтона и Брюсселя значительно больше, чем у Москвы. И это показательная попытка переворота в стране. Сопротивляться такому давлению сторонникам сближения с Россией непросто. Оппоненты России и сближения Турции с Евразийским экономическим союзом искусно будут использовать эти ошибки в своих целях, раз уж сам переворот не удался", - заключил Александр Сотниченко.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться