Made in KZ нужно лобби

Гульназ Муканова Гульназ Муканова
1341

Минсельхоз предлагает бизнесу активнее лоббировать свои интересы на уровне премьер-министра РК.

Made in KZ нужно лобби

Казахстанские сельхозпроизводители должны быть взять пример с российских коллег и активнее лоббировать свои интересы и доводить свои проблемы до руководства страны. Вице-министр сельского хозяйства РК Гульмира Исаева во время встречи с бизнесом на площадке Национальной палаты предпринимателей "Атамекен" призвала фермеров "показывать зубы" и защищать свои права в конфликтных ситуациях с "Россельхознадзором".

"Мы ввели ограничение по ветеринарии, как зеркальное отражение (введенных ограничений на казахстанскую продукцию - прим. Авт.), и российский бизнес вышел на премьер-министра Дмитрия Медведева, который в свою очередь ставит вопрос на двухсторонней встрече с нашим правительством. А где казахстанский бизнес? Почему все вопросы по ограничениям постоянно обсуждаем и ставим мы, как Минсельхоз? Почему вы не заявляете нашему премьеру, нашему правительству, что несете такие убытки? Что нам мешает создать лобби казахстанского продукта? Давайте тоже создадим лобби? Когда вводятся ограничения мы остаемся один на один с "Россельхознадзором". Нам нужны любые виды информации", - утверждает она.

Ситуацию усугубляют недобросовестные предприниматели, которые своими незаконными действиями дают основания российским надзорным органам обвинять казахстанскую сторону в несоблюдении регламента. 

"Например, берется кыргызский груз, который в срочном порядке неофициальным сертификатом - это может быть и подделка - переписывается на казахстанский груз - и пожалуйста, мы даем россиянам усомниться в нашем грузе. Мы не можем действовать против нечестного бизнеса, когда сам бизнес делает разовую сделку для разовой прибыли, это негативно отражается на наших сельхозтоваропроизводителях. Надо тоже понять фитосанитарную службу России. Но почему нам не воевать вместе с кыргызским товаром? Почему казахстанский бизнес не задумывается об этом, а идет на такие уловки, которые негативно отражаются на нашем имидже?", - недоумевает госпожа Исаева.

Вице-министр напомнила, что недавно Россия сняла ограничения на ввоз казахстанской животноводческой продукции, наложенные после регистрации случаев заболевания животных пастереллезом и нодулярным дерматитом. Однако для отечественных фермеров были введены дополнительные требования.

"По живым животным первое - надо получить дополнение к ветсертификату, наши ветеринарные инспекторы готовы заполнять его. Второе - от ветслужбы будет предоставляться гарантия, что в данном регионе нет случаев заболевания дерматитом. Третье - надо будет представить результаты лабораторного исследования. Мы это обеспечим, применив диагностику в республиканской ветлаборатории. Каждый фермер должен обратиться в местную ветлабораторию, если там вам откажут, можете обратиться к нам в Астану", - пояснила она.

По продукции животного происхождения выдвигается два требования: дополнение к ветсертификату и гарантия ветслужбы, что никаких случаев дерматита не было.

В ведомстве уточнили, что Казахстан идет на компромиссы и соглашается с нововведениями "Россельхознадзора", чтобы бизнес мог вести торговлю. Однако параллельно ведутся переговоры по отмене дополнительных требований. "Мы можем пойти по пути долгих изнурительных переговоров, быть бескомпромиссными, биться за исполнение норм действующего законодательства ЕАЭС, но тогда бизнес будет стоять, не будет торговать. Потому что все мы понимаем, что "Россельхознадзор" руководствуется какими-то своими нормами. Что у них в голове, то потом и на бумаге. Но, понимая, что это будет долгая игра, мы пошли по другому пути и если бизнесу нужно, то готовы сопровождать его с документами, дополнительными исследованиями и подтверждениями. Параллельно мы ведем переговоры с "Россельхознадзором", чтобы снять эти дополнительные требования, потому что считаем их излишними", - пояснила Исаева.

Казахстанская сторона обратилась в Евразийскую экономическую комиссию с просьбой рассмотреть целесообразность введенных норм. Но для аргументированного диалога необходимы конкретные случаи необоснованных требований со стороны "Россельхознадзора".

"Мы просим бизнес дать факты, когда они понесли экономические потери – ущерб от вот этих ограничений. Тогда уже на площадке ЕАЭС, когда мы будем рассматривать негативный эффект от этих неправильных мер, мы сможем оперировать цифрами, и говорить: "Вот такое конкретное предприятие потерпело убыток, не смогло расплатиться с кредитом". Тут нужна поддержка бизнеса, только так можно разговаривать с "Россельхознадзором", - утверждает чиновник.

По заверению заместителя председателя правления НПП Даны Жунусовой, собрать такую доказательную базу будет нелегко, поскольку предприниматели не всегда обращаются в Нацпалату.

"Это, возможно, разовые поставки, не системные, может быть, они просто не знают свои права. Их продержали там больше недели, каждого досматривали, а у них скоропортящиеся продукты. Как бизнесу нам важно, чтобы не срывались наши поставки. Мы готовы к таким требованиям, но на временной основе", - заметила она.

Дана Жунусова добавила, что зачастую требования основываются не на нормативных актах, а на простом официальном письме. 

"Каждый месяц поступают новые требования. Мы все перестраиваемся, лишь бы не падал экспорт. Но как долго это будет длиться? Как выяснить, насколько законны их досмотры? У меня есть данные, что "Россельхознадзор" через Федеральную таможенную службу за август вернули 56 наших машин", - привела она пример.

В качестве одного из способов решения проблемы, представители НПП и Минсельхоза выразили желание сопроводить сельхозтоваропроизводителей до пропускных пунктов, чтобы выяснить как на самом деле обстоит ситуация.

"Россия постоянно обвиняет нас, что мы не соблюдаем требования. Поэтому хотим понять, как на самом деле это происходить. Если кто-то из предпринимателей в ближайшие две недели будут поставлять продукцию в Россию, мы готовы сопроводить вас", - предложила Жунусова.

Гульназ Муканова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться