Медицина готова к приему денег

08 Декабря 09:12

Управление здравоохранения Алматы и городские муниципальные поликлиники начали рекламную кампанию в пользу своей готовности оказывать более качественные услуги в рамках обязательного медицинского страхования (ОСМС), старт которого ожидают в 2017 году. 

На пресс-конференции, прошедшей 7 декабря в Алматы, представители государственных медицинских учреждений рассказали, что  готовы к внедрению  медицинского страхования благодаря целому комплексу нововведений: обновлению технической базы, повышению квалификации персонала, применению инновационных технологий обслуживания,  что подвигнет потребителя выбирать государственные поликлиники в качестве поставщика медицинских услуг при ОСМС.

Главный врач городской клинической поликлиники (ГКП) № 3 Кырмызы Игисинова,  посетовала, что в СМИ чаще говорят о негативных аспектах медицины, хотя  государственным поликлиникам есть чем гордиться. «У нас, как и во многих поликлиниках города, внедрена электронная регистратура, в холлах установлены терминалы, регулирующие очередность пациентов. Пациенты могу записаться на прием или вызвать врача на дом онлайн: через электронное правительство или же электронную почту. В холле дежурит администратор, помогающий посетителям в работе с терминалами, отвечающий на технические вопросы»,- рассказала журналистам г-жа Игисинова.

Заместитель главного врача ГКП № 4 Айман Байзоланов, в свою очередь отметила, что в последнее время вырос объем оказываемых государственными поликлиниками высокоспециализированных медицинских услуг, например, в ГКП № 4 он увеличился с 29 до 51 операции.

По словам медиков, поликлиники экстренно вводят принцип «безбарьерной среды», так называемую концепцию «Поликлиника без очереди». Цель «безбарьерной среды» – изменить подходы работы регистратуры, подразумевая сокращение времени общения пациента и сотрудника поликлиники.  Дополнительно медучреждения организуют  информационные киоски, в которых пациент может сразу же оценить  работу персонала; заменяют бумажный документооборот на  электронную форму истории болезней.

Интерес и внимание государственных поликлиник к теме качество обслуживания вполне понятен. В рамках ОСМС частная и государственная медицина окажутся в равной стартовой ситуации, и конкуренция будет серьезной. Чем больше жителей обратится (прикрепиться) в конкретную поликлинику благодаря ОСМС, тем больше денег она получит из Фонда социального медицинского страхования (ФСМС).

При этом начало работы системы ОСМС и медицинского фонда откладывается: частный бизнес настаивает на чересчур сильной финансовой нагрузке. Поэтому правительство намерено перенести сроки перечисления взносов в ФСМС от государства с 1 июля 2017 года на 1 января 2018 года, от частных плательщиков и корпоративного сектора с 1 января на 1 июля 2017 года. Передвижение сроков затягивает вопрос формирования будущего ГОМБПа:  объем лечения и наименование препаратов в рамках ОСМС будут зависеть от того, какой объем средств соберет ФСМС.

Без ответа остается такой важный вопрос, как целевое расходование средств ФСМС, т.е. плательщиков фонда. Ведь  страховая медицина предполагает не только сбор взносов, но и точный – подушевой, в разрезе групп населения – учет оказанных услуг  по их количеству и стоимости.

По словам представителей медучреждений, информационная система учета медицинских услуг населению уже создана и плодотворно работает. Как отмечает Кырмызы Игисинова, поликлиники подключены к единой республиканской информационной базе.  Расчеты бюджета с поликлиниками ведутся только по факту обслуживания населения. В конце месяца поликлиника обязательно заполняет счет-реестр на каждого клиента.   

Однако ситуация учета  расхода денег и после введения ОСМС различаются кардинально. Сейчас поликлиники получают из бюджета финансирование ГОМПБа за каждого прикрепленного человека, и отчет  происходит по факту расхода денег. При ОСМС человек будет не только прикреплен к поликлинике, но и заранее профинансирован, причем суммы будут разниться, исходя из социальной категории пациента: за одних заплатит государство, другие заплатят за себя сами. Поэтому должны быть гарантии, что поликлиники, заинтересованные сегодня в получении потока клиентов, т.е. валовых средств государства, в будущем станут целевым способом расходовать средств Фонда,  которые выплатят поликлиникам до начала оказания ими медицинских услуг,  исходя из количества прикрепленных лиц.

На сегодняшний день, мониторинг расходования бюджетных средств алматинскими государственными поликлиниками ведется, что называется, на общественных началах. Как рассказала журналистам заместитель руководителя управления здравоохранения Алматы Багдагуль Абдрасилова, сорок две медицинские организации города имеют Наблюдательные советы, которые ведут контроль над расходованием бюджетных средств  и качеством услуг.  Например, закуп дорогостоящего оборудования происходит при согласовании с Наблюдательным советом. Наблюдательные Советы состоят из граждан, добровольно прошедших конкурс на должность наблюдателей.

«Помимо этого в Алматы создан Общественный Совет, члены которого проводят мониторинг качества медицинской помощи. Волонтеры тайно выступают покупателями медицинских услуг. Получила хорошее развитие взаимосвязь с неправительственными организациями, защищающими интересы определенных слоев населения: лиц с ограниченными возможностями, лиц, страдающих социально-значимыми заболеваниями, и др. Наличие контроля со стороны населения будет способствовать дальнейшему развитию национального здравоохранения, его способности конкурировать в масштабе города, республики и в мировом масштабе», - уточнила г-жа Абдрасилова.

Также Алматы выступил с инициативой вступить в члены Европейской сети Всемирной Организации здравоохранения – «Здоровые города»  на 2014-1018 год – и  уже получен положительный ответ. Программа даст возможность каждому гражданину участвовать в продвижении идеи «здорового города»: здорового образа жизни.

Общение на пресс-конференции с представителями Алматинского управления здравоохранения и медучреждений показали их полную неготовность говорить о технической стороне  внедрения ОСМС. А ведь, помимо визуальной клиентоориентированности поликлиники, должны быть четкие и внятные ответы: как быстро, эффективно и по адекватной стоимости  клиент получит услугу в рамках ОСМС, например, когда его  нужно передать конкурирующей поликлинике или даже частной,  в случае отсутствия у поликлиники, к которой он прикреплен, необходимого пациенту оборудования или услуг?

Что будет, если медучреждение откажет другому медучреждению в приемке «не своего пациента» в силу отсутствия ресурса или по причине конкурентного преимущества? Или если прайс между ними будет договорной, не приведет ли это к коррупционным схемам?

Четкие ответы на эти вопросы и должны стать мерилом готовности здравоохранения к системе  платной медицины, которой на самом деле и является ОСМС.

Татьяна Батищева