Михаил Новоселов: "Когда ты ограничен в ресурсах, приходится придумывать эффективные вещи"

13388

О новом поколении предпринимателей состоялся разговор с павлодарским бизнесменом Михаилом Новоселовым.

Михаил Новоселов: "Когда ты ограничен в ресурсах, приходится придумывать эффективные вещи"

В свои тридцать он имеет девятилетний опыт управления бизнесом в сфере гостеприимства, его цветочная студия процветает в Екатеринбурге, а предстоящей весной он планирует обучающие курсы в Майями.

- Откуда вы такой молодой и ранний?

- Окончил обычную павлодарскую школу с отличием, затем – госуниверситет "переводческое дело" с одной четверкой. На первом курсе начал подрабатывать продавцом-консультантом в магазине бытовой техники, расположенном в подвальном помещении без окон. Пока мои приятели тусовались на пляже, я тусовался в подвале. Там получил первый опыт, как продавать, работать с людьми, как информация, выученная тобой, может реально влиять на продажи. Я заучивал информацию о товаре, чем одна марка отличается от другой, и остальное. А по вечерам подрабатывал в клубной сфере, мне тогда это было интересно. Подбирал и писал музыку, отучился на диджея и пошел осваивать эту профессию. Все это происходило параллельно. Затем я ушел арт-директором в другой проект. Параллельно с этим были попытки делать свой бизнес.

- Был пример перед глазами?

- У меня родители занимались этим, хотя без соответствующего обучения: мама – учитель, папа работал автомехаником. В какой-то момент они приняли решение заняться цветочным бизнесом, и я со школьной скамьи помогал им. Цветочный бизнес звучит, конечно, громко. На самом деле это был павильон. В мою обязанность входило натаскать воды, поменять ее в ёмкостях. Этот бизнес только внешне красивый. Чтобы цветочек хранил товарный вид неделю, усилий немало надо приложить, ведь он проделывает колоссальный путь от Голландии до Омска. Отец раз в неделю туда мотался за новой партией. С учетом, что деньги были заемные, каждый цветочек необходимо было сохранить. Наверное, они своим примером, отношением к делу научили меня любить то, что ты делаешь.

- Вы говорили о том, что одновременно с участием в проектах пытались и свой бизнес открыть. Что это было?

- Могу сказать без ложной скромности, что в моей практике было пять проектов, которые я начинал до того, как они выходили на рынок. Но не хватало опыта и денег, скажем так, на закрепление результата.

- Например?

- Есть компания Chocolife, эдакий купонатор, предоставляющий скидки. Вы можете купить купон с дикой скидкой на какую-то услугу. Эта компания – один из крупнейших холдингов Казахстана. Идея же началась с американской компании Groupon. А мы взялись за этот проект, если не ошибаюсь, в 2007 году. Я тогда не понимал, что в Павлодаре нет смысла этого делать, но, тем не менее, придумал систему, договаривался с людьми, были выпущены пластиковые карточки, которые давали скидку в большом количестве магазинов, заведений и прочее.

- Послушайте, но это же огромная работа!

- Даже не представляете, насколько. Сейчас, оглядываясь назад, поражаюсь, насколько у меня хватило сил. В подтверждении своих слов могу сказать, что до сих пор в одном из магазинов города весит мой плакат "Жаc-Карт". Парадокс, я не знаю как, но мы продали почти на полмиллиона этих карт.

- Вы хотя бы отбили эти деньги?

- Да, но потратили. Это был кредит, уговорил маму взять его – 600 тыс. тенге, которые я выплачивал очень долго, что-то около двух лет. Я всегда зарабатывал достаточно для своего возраста, так как работал очень много, но не получалось их копить. Молодой, надо было тратить деньги.

- Вы сказали, что та карточная системы для Павлодара была неприемлемой. Маленький город?

- Да. Я не понимал, что нужен рынок, определенный объем. Самое интересное, что мы договаривались с какими-то сетевыми магазинами. Не было преград: я знал, что мне надо сделать и условно шел по головам, не агрессивно, но, тем не менее, если мне надо было добиться встречи с каким-то руководителем компании или банка, у меня это получалось. И в этом деле не последнюю роль сыграл КВН, я много лет участвовал в этом процессе. Это хорошая школа по умению общения с людьми, большой аудиторией, отсутствием страха перед ней. Мы много поездили по СНГ, но до Сочи не добрался, так как много работал. Я и сейчас в жюри павлодарской лиги.

- До сих пор интересно?

- Просто я дружу с Александром Васильевичем Сорока, он занимается региональный лигой, и он многому научил меня в свое время. Хочу сказать, что в моей жизни есть несколько людей, которые на определенных жизненных этапах преподавали серьезные уроки. Так что это не я такой умный, были реальные наставники, учителя.

- Что так просто – хороший учитель преподал урок и все? Или вы умели взять то, что вам давали?

- Скорее так. Я знаю много людей, которые работали с теми же наставниками, но у них не получилось.

- Екатеринбург. Что это был за период в вашей жизни?

- После того как я в Павлодаре поработал арт-директором, попробовал разный бизнес, провалил штук пять проектов, заработал себе долг, хотя были времена, когда зарабатывал по несколько тысяч долларов в месяц и тратил их.

- Что, мама не говорила: "Отложи, сынок"?

- Говорила, конечно, но я был уже самостоятельным парнем, за учебу сам платил, получал стипендию акима области. Так вот, после того как я отработал лет пять в сфере ресторанного бизнеса в Павлодаре, меня пригласили в новый проект в Екатеринбург. Там я занялся управлением ресторанным бизнесом. Это был достаточно серьезный опыт, в подчинении у меня было много людей, это были высокие бюджеты, измеряющиеся в миллионах евро. Были интересные заграничные командировки, за что я очень благодарен, мы объехали Лазурное побережье Франции – от Сан-Тропе до Канн, доехали до Швейцарии.

- Знание языков пригодилось.

- Конечно. Потом в определенный момент понял, что мне в этом проекте уже неинтересно.

- Сколько вы в нем проработали?

- Больше двух лет. В Екатеринбурге я жил со своей девушкой, которую перевез из Павлодара, впоследствии она стала моей женой. Так вот, она заговорила о цветочном бизнесе. У меня был опыт, но не было понимания, как это делать. Чужой город, мы без официального статуса, счет не откроешь, начали, так сказать, подпольную деятельность.

- Но какой-то капитал для открытия бизнеса надо иметь?

- Нет. Можно сделать бизнес без денег. Все, что было, это моя зарплата. Если не знаешь, как начать свой бизнес, надо найти ориентир. Тот, кто круче тебя. Мы его нашли – один в Америке, другой – в Японии. Нам не хотелось делать банальный цветочный бизнес, а что-то крутое и красивое. Мы зарегистрировались в соцсетях, сделали логотип. Стали закупать цветы и делать букеты на кухонном столе. В день у нас было по два заказа. Это было очень красиво, и до нас там такого никто не делал. Сначала работали себе в минус, но приобрели репутацию. В какой-то момент поняли, что у нас в холодильнике нет продуктов, потому что там все занято цветами. Было принято решение открывать студию, сами все обустроили. При этом я совмещал новый проект с работой в кофейном бизнесе. Для меня это тоже очень хороший опыт. Эта вся моя деятельность давала опыт, опыт и опыт. Когда ты ограничен в ресурсах, приходится придумывать вещи, которые будут эффективны. В какой-то момент в голове можешь сложить дальнейшую схему развития. Наша студия "ХО-ХО" (студия цветов – прим. авт.) тому пример, она стала успешной.

- Что за название?

- Это сокращение, и с английского переводится как объятия, поцелуи. Сленговая история. Решили, если быть необычными, то во всем. Студия до сих пор процветает.

- Вы этот бизнес продали? Почему?

- В какой-то момент понял, что есть перспективы в Казахстане.

- У вас что-то еще было в Екатеринбурге?

- Компания Betop по обучению и консалтингу в сфере ресторанного бизнеса. Наработав определенный опыт в этой сфере, решил создать стартап. Но изначально допустил ошибку в силу отсутствия опыта. Сейчас в этом можно признаться самому себе, тогда это было тяжело. Мы начали обучать не руководителей, а линейный персонал, и в этом была проблема. Потому что им это не особо интересно. Для большинства это временная подработка, и они не хотят в этом бизнесе расти. Так что историю эту прикрыл, хотя стал зарабатывать хорошие деньги.

- И вот вы приехали в Павлодар и что дальше?

- Поставил перед собой глобальную цель – сеть кофеен по Казахстану. В этом деле надо быть немножечко перфекционистом, любить людей, так как в сервисном бизнесе без этого нельзя, он построен на отношениях с людьми. И если тебе это не дано, тяжело дается такое общение, то лучше сюда не идти.

- Судя по всему, у вас это получилось.

- Да, получилось, но мы дважды обожглись, пришлось закрыть филиалы в Астане и Алматы по причине неправильно выбранного места ("Krem Coffee" - прим. авт.). Есть в этом бизнесе понятие – location, location, location, то есть три составляющие успеха – место, место и еще раз место. Ошибка вышла по причине того, что плохо знаком с этими городами. Но на ошибках учатся. В Павлодаре я точно знаю, где открыться, чтобы было good.

- Вернуться из мегаполиса в маленький город, каково это?

- Шаг назад – два вперед. Сейчас понимаю, что это было правильным решением. Дело не в городе, мы в страну вернулись. Для нас локация была не местечковая история, а как минимум весь Казахстан. Два года в Екатеринбурге многому научили меня. В общем, мы начали кофейную экспансию. Конечно, многие знакомые задавали вопрос: почему назад вернулись? Когда объяснял, меня не понимали, решив, что у нас все плохо, поэтому и вернулись. На самом деле за последние два года было открыто 13 заведений, осталось пять. Да, потерял деньги, расстался с большим количеством людей, но, понимая, что нет пути для отступления, серьезно отношусь к качеству того, что делаю. Мы побежали очень быстро в бизнесе, но где рост, там и риск. Но когда есть направление, то на пути нет преград. Мы планируем дальше выходить на республику и в перспективе – на Россию. В бизнесе нельзя останавливаться, промедление смерти подобно.

- Могу предположить, что кофе лишь очередной проект. Дальше будет что-то новое?

- Да, есть такие мысли. В каждый определенный момент жизни возникают какие-то проекты. Поначалу многие сомневались в успехе моего дела, мол, это всего лишь кофе. Теперь приходят и спрашивают совета. Так родилась идея поделиться опытом. И в декабре 2015 года я провел первое мероприятие. И это скорее не обучение в чистом виде, я просто делюсь личным опытом. За прошлый год более полутора тысяч людей прошли через образовательный проект Money Kitchen, если дословно, кухня денег. До недавнего времени это все делалось бесплатно. Затем, почитав отзывы о своей деятельности в соцсетях, зачастую желчные, от диванных критиков, решил брать деньги, чтобы было не обидно. За это время прошло пять потоков обучения.

- Разве можно научить бизнесу?

- Можно. Родилась методология, я ее перенес на бумагу и понял, что она применима ко всему. Я не могу назвать себя гуру бизнеса, но реально есть то, что люди не знают, и для них это открытие. Когда я почувствовал ответственность за тех, кому преподаю, у меня появилась еще большая потребность учиться. Хотя я это делаю постоянно. За прошлый год я прочитал 44 книги по трем направлениям – духовная, художественная и бизнес-литература. У меня есть план, что необходимо прочитать в этом году. В марте мы летим на восточное побережье США – Нью-Йорк, Майями, чтобы провести там обучающие курсы. Пока для русских. Уже собрал несколько тысяч потенциальной целевой аудитории посредством соцсетей.

- Михаил, как вы себя позиционируете: бизнесмен, преподаватель, генератор бизнес-идей?

- Себя бизнесменом не считаю, потому что я не зарабатываю столько денег, сколько должен реально получать за свой труд. Наверное, бизнесмен все-таки, делец. Купи-продай – это вообще не мое. Мне нравится процесс созидания и создания. Я иногда шел на сделку сам с собой и пытался работать в сферах, где можно реально много заработать. Ничего не получалось. Не потому, что я не знаю, как продавать, мне нравится создавать, делать истории, которые после меня останутся.

- Но бизнес – это создание.

- Не всегда. В успешном бизнесе, который развивается надолго, он не про деньги на старте. Они придут, но они на втором плане.

Марина Попова, Павлодар

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться