Монополистам пропишут тарифные стимулы

50057

Правительство одобрило законопроект "О естественных монополиях" и переход от затратного метода тарифообразования к стимулирующему.

Монополистам пропишут тарифные стимулы

Новый проект закона, регулирующий деятельность естественных монополий в Казахстане, во вторник, 12 декабря, на заседании правительства представлял министр национальной экономики Тимур Сулейменов. Одной из причин разработки нового закона он назвал то, что старый закон, принятый в 1998 году, безнадежно устарел. К тому же за годы его действия смежными законодательными актами в сферу регулирования естественных монополий было внесено порядка 200 изменений, и теперь действующий закон испещрен множеством отсылочных норм.

Но главная причина изменения законодательства лежит в том, что Казахстан намерен кардинально изменить механизм тарифообразования на услуги субъектов естественных монополий.

"Действующий закон устанавливает сложный, многоэтапный процесс формирования тарифов и детальную регламентацию всей деятельности естественных монополий, что позволяет сдерживать рост тарифов, – признал министр. – Но этот закон закрепляет исключительно затратный метод тарифообразования и не предусматривает возможность внедрения новых методов тарифного регулирования".

Затратное ценообразование, которое применяется сейчас в Казахстане, подразумевает нормирование затрат естественной монополии и ее прибыли, а также изъятие любой экономии предприятий путем введения компенсирующего тарифа за неисполнение тарифной сметы. Такая постановка вопроса, по признанию Тимура Сулейменова, не стимулирует монополистов к повышению эффективности и внедрению новых технологий.

"Предприятию выгодно вкладываться в базовый капитал, и происходит переинвестирование без повышения качества – прибыль наращивается не за счет оптимизации расходов, а за счет капитализации, – констатировал он. – Также, поскольку прибыль предприятия в рамках расходно-затратного метода ограничивается размером инвестиционной программы, получение чистого дохода на практике исключается. В результате субъект естественной монополии изыскивает доход за счет осуществления иной деятельности, например за счет навязывания работ по подключению к его услугам и завышения их стоимости. Существуют правонарушения в части стоимости затрат при проведении закупок и тендеров. Все это порождает теневой бизнес и отпугивает зарубежных инвесторов".

По его словам, такая ситуация отразилась на ключевых индикаторах развития естественных монополий: потери воды в Казахстане достигают порядка 35%, потери тепла – на уровне 30%, электроэнергии – до 17%. 

"Высокий износ сетей на данный момент мы постепенно снижаем, но в основном за счет того, что реализуются значительные госпрограммы и обеспечиваются крупные капитальные вложения из республиканского бюджета под них", – заметил Тимур Сулейменов.

Что предлагается взамен? В 2014 году Казахстан перешел к новой политике – политике предельных тарифов, что позволило обеспечить предсказуемость роста тарифов и увеличить объем инвестиций: по прогнозу, общая сумма инвестиций в сферы естественных монополий за пять лет действия предельных тарифов до 2019 года превысит два триллиона тенге. Кроме того, в рамках реформирования с 2015 года совместно с Европейским банком развития и реконструкции осуществляется апробирование новых подходов тарифного регулирования: был выработан особый порядок регулирования естественных монополий, привлекающих займы международных финансовых организаций.

"На смену ставки прибыли пришла средневзвешенная ставка капитала, которая стимулирует к заимствованиям не только за счет тарифа. Внедрены показатели качества, надежности, эффективности, от которых зависит уровень прибыли, – уточнил глава Миннацэкономики. – По этому пилотному проекту уже первые субъекты по особому порядку получили свои тарифы. Это "КазТрансГазАймак" в Костанайской области, "Водные ресурсы Маркетинг" в Южно-Казахстанской области, это позволило привлечь 42 миллиарда тенге инвестиций ЕБРР".

Но займы международных финансовых организаций могут решить только часть проблем монополистов, теперь же в Казахстане хотят дать им возможность зарабатывать на модернизацию самостоятельно, за счет профильной деятельности. Для чего и собираются реформировать метод тарифообразования.

"Основной целью представленного законопроекта является создание правовой основы применения новых методов тарифного регулирования, – отметил Тимур Сулейменов. – Это в первую очередь стимулирующий метод, предусматривающий утверждение тарифов на услуги субъектов естественной монополии в зависимости от повышения эффективности их деятельности и соблюдения стандартов качества и надежности услуг. Под стандартами качества и надежности понимаются технологические и иные параметры процесса оказания услуг, такие как, например, температура подачи горячей воды, давление воды, частота отключения, нормативные технические потери. От достижения заданных регулятором показателей качества и надежности будет зависеть прибыль монополиста".

При этом министр признал, что внедрение стимулирующего метода тарифного регулирования повлечет за собой рост тарифов.

"По предварительным расчетам пилотных проектов, наблюдается рост тарифов во всех отраслях на 25-30% в первый год, в последующем он идет на снижение, и в среднем рост тарифа на пятилетний период не превысит 12-17%, – заверил докладчик. – При этом в рамках методологии у уполномоченного органа имеется механизм сдерживания роста тарифа – индекс эффективности контролируемых затрат. Он не только мотивирует снижение контролируемых затрат, но и позволяет ограничивать регулятором уровень индексации данных затрат".

Для малоимущих и социально уязвимых слоев населения, по его словам, министерство труда и социальной защиты населения совместно с ЕБРР сейчас разрабатывают систему единой системы адресной социальной поддержки граждан при оплате ЖКХ. Само внедрение стимулирующего метода тарифного регулирования в сферах передачи электрической энергии, тепло- и водоснабжения планируется после 2019 года – по истечении действующих предельных тарифов, по которым с 2015 года работают более 90% монополистов в Казахстане.

В контроль вовлекут общественность
Помимо этого, законопроект, одобренный правительством 12 декабря, предусматривает объединение всех подзаконных актов, действующих в отрасли, в два базовых документа, определяющих порядок формирования тарифов на регулируемые услуги и осуществления деятельности субъектами естественных монополий.

"Для повышения прозрачности тарифообразования и вовлечения общественности в процесс утверждения тарифов предусматривается внедрение ряда новых институтов, – продолжил Тимур Сулейменов. – В частности, речь идет о совете по тарифной политике – консультативном совещательном органе, который обеспечит широкое обсуждение направлений государственной политики в сфере естественных монополий и ее реализации. В состав его будут входить и участвовать в механизме тарифообразования общественные организации и потребители".

Также будет реализован принцип организованного потребителя, подразумевающий наличие эффективного механизма представления их интересов в процессах формирования тарифов. В связи с чем предусматривается создание общественных объединений потребителей услуг субъектов естественных монополий, наделенных важными функциями по участию в осуществлении уполномоченным органом мониторинга исполнения тарифных смет, инвестиционных программ, по представлению интересов потребителей в отношениях с государственными органами, судами, по повышению правовой грамотности самих потребителей.

"В целях снижения издержек бизнеса и потребителей, а также исключения коррупционной составляющей будет осуществлен переход подачи заявок на утверждение тарифов и проведение закупок исключительно в электронном виде", – добавил Тимур Сулейменов.

И пообещал, что законопроект позволит решить ключевую проблему сферы деятельности естественных монополий – вопрос доступа потребителей к регулируемым услугам.

"В целях обеспечения доступности и транспарентности доступа потребителей к регулируемым услугам  законопроектом предлагается определение каждой стадии подключения к услугам естественных монополий, четких оснований отказа в выдаче технических условий, а также рассмотрение регулятором каждого отказа в выдаче технических условий, – сказал он. – Учитывая, что причиной 90% отказов бизнесу и гражданам в подключении к услугам является отсутствие мощностей, предусматривается в случаях установления обоснованности таких отказов включение мероприятий по расширению мощностей в инвестиционные программы.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться