На решении социальных проблем предлагают заработать

04 Декабря 2017 22:05
На решении социальных проблем предлагают заработать
Фото: atameken.kz

Как предпринимателей хотят привлечь к участию в проектах ГЧП, рассказала заместитель председателя правления НПП «Атамекен» Юлия Якупбаева.

За последние два года, по словам заместителя председателя правления национальной палаты, в рамках приватизации, в том числе по инициативе национальной палаты, была проведена полная инвентаризация объектов государственной собственности.

«На сегодня часть объектов реализована, часть ликвидирована, часть включена в перечень приватизации. Большинство из этих объектов, учитывая социальную значимость и значительную заинтересованность бизнеса в этих сферах деятельности, имеет значительный потенциал для развития государственно-частного партнерства», – сказала, выступая на встрече председателя президиума НПП «Атамекен» Тимура Кулибаева и акима Астаны Асета Исекешева, Юлия Якупбаева.

По данным НПП «Атамекен», с 2006 года заключено 116 договоров ГЧП, а также 440 проектов находятся в стадии разработки. Из этих 116 договоров 88 заключены в этом году. Среди регионов лидерами стали ВКО, Актюбинская и Костанайская области.

«По Астане имеется сдерживающий фактор в виде лимита, поэтому потенциал есть, мы это расширим, и тоже будут большие подвижки», – комментирует Юлия Якупбаева.

«Основу проектов ГЧП, – говорит Юлия Якупбаева, – составляют социально ориентированные отрасли: медицина, образование, ЖКХ, культура и спорт. Несмотря на огромный потенциал института ГЧП, реализуется он медленно. К сожалению, даже заключенные договоры зачастую не доходят до реализации. Для существенных подвижек в вопросах ГЧП необходимо было решить четыре основных проблемы: обеспечить долгосрочный заказ, упростить процедуру подготовки и согласования проектов, закрыть риски инвесторов, решить вопрос с финансированием проектов».

Работу по решению этих проблем НПП «Атамекен» ведет с мая текущего года совместно с МНЭ РК и другими госорганами, рассказала Юлия Якупбаева.

«Уже на выходе находится Бюджетный кодекс, в нем предусмотрен долгосрочный заказ, теперь предпринимателям не придется каждый год ходить продлевать долгосрочный заказ, у них будет понятная, четкая финансовая модель. Процесс разработки и согласования проектов сокращен, исключена концепция, концепция была дорогостоящая: от одного до пятидесяти миллионов тенге, теперь этого не надо будет делать, можно будет разработать бизнес-план. Также проекты ГЧП были внесены в дорожную карту бизнеса, там, где не требуется компенсация бизнес-затрат, вы можете претендовать на субсидированную ставку вознаграждения. Вписали возможность учитывать валютные риски».

Кроме того, по словам заместителя председателя правления НПП «Атамекен», в настоящее время решаются вопросы финансирования проектов ГЧП.

«Все объекты, которые со временем переходят на баланс государства, передаваться в залог по закону не могут. Важно предоставлять долгосрочный заказ и устойчивые потоки для частного партнера. На случай, если по каким-то причинам договор с частным партнером будет расторгнут, механизм возврата средств банку отсутствует. В этой связи Нацбанк, учитывая займы на проект ГЧП как необеспеченные, требует по ним 100% предзайма. Совместно с Нацбанком мы вырабатываем решение, чтобы закрыть два основных риска: при расторжении договора на этапе строительства и при расторжении договора в период эксплуатации», – сказала Юлия Якупбаева.

Национальная палата также предлагает решение для страхования валютных рисков иностранных инвесторов.

«Вопрос валютных рисков часто поднимают иностранные инвесторы. Понятно, что на 100% государство эти риски закрыть не сможет. Мы внесли предложение, что в случае повышения курса более чем на 15% эти 15% инвестору будут компенсировать. Есть еще одна альтернатива – на основе трехстороннего договора, чтобы МИО выделял средства на строительство объекта, банк брал обязательства кредитовать строительство объекта, но после его завершения и сдачу в эксплуатацию. Заем выделяется частному партнеру, партнер возвращает средства МИО на этапе строительства. Мониторинг строительства ведется с обеих сторон – со стороны акимата и со стороны частного партнера. По окончании строительства объект переходит на баланс МИО, передается в управление частному партнеру, то есть срок обращения государственных средств составит от года до двух лет. Это не доверительное управление, поскольку стоимость строительства профинансировал банк. Схема хорошая, банки ее поддержат. Асет Орентаевич предлагал, чтобы на базе акимата Астаны мы этот пилот проработали», – рассказала Юлия Якупбаева.

По мнению заместителя председателя правления НПП «Атамекен», с этого года проекты ГЧП стали развиваться гораздо активнее. Хотя развитие государственно-частного партнерства сталкивается со сложностями, предложения нацпалаты поддерживаются государством.

«Мы также предлагали создать совет по мониторингу проектов, уже достаточно большой пул проектов будет реализован, сумма приближается к двум триллионам тенге, необходимо отслеживать, какие возникают сложности, формировать правильную статистику и, самое главное, создавать базу для дальнейшего позитивного тиражирования», – сказала Юлия Якупбаева.

Артур Мискарян