НДС как камень преткновения

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
7277

Сельхозпроизводители и чиновники вновь решают судьбу НДС для отрасли.

НДС как камень преткновения

Казахстанские сельхозпроизводители и чиновники продолжают дискутировать о размере и вообще нужности налога на добавленную стоимость для отрасли. В качестве модераторов на этот раз выступили депутаты парламента - на круглом столе по проблемным вопросам переработки сельхозпродукции растениеводства, инициированном Комитетом мажилиса по аграрным вопросам. 

"Зачинщиком" дискуссии выступил вице-министр сельского хозяйства Толеутай Рахимбеков, признавший, что одной из главных проблем отрасли является проблема с налогом на добавленную стоимость.

"Именно переработка сельхозпродукции самой первой столкнулась с этой проблемой. На 50% в себестоимости готовой продукции перерабатывающих предприятий составляет сырье. Более 90% сельхозпродукции производится личными подсобными и мелкими хозяйствами, то есть неплательщиками НДС. В результате 90% и более нагрузки по уплате НДС ложится на перерабатывающие предприятия", - заявил господин Рахимбеков.

Доказательства влияния НДС, по его словам, "можно увидеть на полках наших магазинов – в большинстве своем продовольственные товары из России". Вице-министр констатировал: сравнение уровня развития пищевой промышленности Казахстана и России, увы, не в пользу Казахстана.

"Главную причину отставания нашей пищевой промышленности я вижу именно в системе начисления, уплаты и возврата НДС. Хотя общая ставка НДС у них в 1,5 раза выше, чем у нас. Дело в том, что еще с момента введения НДС у них действовало правило – все обороты перерабатывающих и пищевых предприятий связаны с закупом сырья у неплательщиков НДС (это те же самые физлица, фермеры), и основные затраты просто освободили от уплаты НДС", - объяснил он.

В Казахстане хотя и действует льгота по НДС для сельхозпроизводителей, но в практическом ее применении столько оговорок и сложностей, что многие предпочитают ею не пользоваться, попросту уводя производство в теневой сектор.

"Кроме того, НДС уплачивается по методу начисления, то есть ты поставил товар, деньги за него еще не получил, НДС должен начислить в бюджет. В результате значительная часть оборотных средств предприятий вымывается при расчетах с бюджетом по НДС, - рассуждал вице-министр. - Это одна из причин, почему проваливаются многие инвестиционные проекты. Просто не хватает оборотных средств, потом мы начинаем выдумывать схемы субсидирования, кредитования на оборотку и так далее".

Сегодня у Минсельхоза есть идея, как можно облегчить жизнь сельхозпроизводителям именно в вопросах НДС. Господин Рахимбеков ее озвучил: "Можно было бы в качестве пилота освободить на период реализации госпрограммы АПК до 2021 года все обороты, связанные с производством, переработкой, импортом и реализацией, включая розницу, продовольственных товаров от НДС по нулевой ставке".

"АПК определен как драйвер экономики страны, принята и реализуется новая госпрограмма АПК, продтовары если и занимают какое-то место в оборотах экспортеров, то это минимум, и недополученный НДС не отразится на возмещении им НДС при экспорте. Такая схема отразится на кооперации сельчан положительно, выведет из тени значительные объемы розничной реализации продтоваров, а значит, бюджет взамен получит другие виды налогов", - обосновал он и логику идеи.

Сами сельхозпроизводители обращают внимание еще и на сложности при возврате НДС экспортерам. К примеру, глава Союза зернопереработчиков Евгений Ган недоумевает, почему мукомолы несут ответственность за пятое звено контрагентов, сами при этом являясь добросовестными предприятиями?

Объяснить ситуацию взялся руководитель управления налогового законодательства министерства национальной экономики Галымжан Тилеуов.

"Возврат НДС – это действительно покупка государством вклада импортеров в экономику. То есть государство расплачивается с импортером за его вклад в экономику. Это сумма НДС, которая предъявляется к возврату, она последняя, конечная, она складывается из всей суммы НДС, и государству нужно эту сумму вернуть. Естественно, логично, что государство при возврате этой суммы хочет и проверяет всю цепочку, оно должно это сделать, чтобы возврат был обоснованным и подтвержденным. Требования ко всем одинаковые, сроки, условия возврата, проверки также ко всем одинаковые. Просто у нас плательщики разные. Поэтому мы не можем для отдельных отраслей или для отдельных плательщиков какие-то особые условия возврата предусмотреть. Здесь проблема нам видится просто в не совсем прозрачности и обоснованности этой цепочки", - сказал он.

Что касается льгот по НДС, представитель Минэкономики пояснил, что в рамках работы над новым Налоговым кодексом как раз ведется обсуждение оптимальной ставки. Пока вопрос лишь в ее размере, обсуждаются варианты от 3 до 5%.

"У нас обеспокоенность в другом. Со следующего года по правилам ВТО ставки должны быть одинаковые, то есть будь ставка эта 0%, или 4%, или останется 12%, она будет одинаковая и для отечественных, и для импортных товаров. У нас обеспокоенность вызывает тот момент, что завтра импортные товары могут заполонить наш рынок, и смогут ли наши отечественные товаропроизводители этому противостоять", - сказал он.

Впрочем, от дискуссии и обсуждения министерство национальной экономики не отказывается. Однако ключевая позиция одна – налоги платить придется. "Мы, наверное, все должны понимать, что налоги – это не противник или соперник, а бюджет нашего общего государства", - резюмировал г-н Тилеуов.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться