Никто не имеет права вмешиваться в деятельность бизнес-омбудсмена

Саяжан Каукенова Саяжан Каукенова
11129

Болат Палымбетов рассказал в эфире abctv.kz о том, кто и как защищает бизнес.

Никто не имеет права вмешиваться в деятельность бизнес-омбудсмена Фото: palata.kz

- Болат Абылкасымович, для начала расскажите, пожалуйста, что это за должность- бизнес-омбудсмен? Я думаю, что еще не все в этом разбираются.

- Бизнес-омбудсмен согласно Предпринимательскому кодексу, который был принят в прошлом году и вступил в силу с этого года, является уполномоченным по защите прав предпринимателей и назначается распоряжением главы государства. Основная задача - защита предпринимателей от неправильных действий со стороны госорганов. Если есть какое-то недопонимание между предпринимателями, то омбудсмен не имеет право вмешиваться. Он вмешивается только в случаях, когда неправильно действуют госорганы.

- Какие полномочия имеет бизнес-омбудсмен?

- Согласно закону бизнес-омбудсмен имеет самые широкие полномочия. Это запрос и право требовать предоставления всех необходимых материалов, которые существуют в спорных случаях, рекомендации по приостановлению тех или иных нормативно-правовых актов и так далее. Они довольно жесткие и понятные. Они позволяют заниматься непосредственной защитой предпринимателей.

- Скажите, а с какими проблемами и трудностями к вам чаще всего обращаются предприниматели?

- Надо четко понимать, как создавался институт бизнес-омбудсмена. Сначала у нас была создана уникальная организация Национальная палата предпринимателей "Атамекен" (НПП), которая создала свое правовое поле. После этого был принят Предпринимательский кодекс, и уже после того, как были созданы все органы и нормативно-правовые документы, законодательный орган, появился бизнес-омбудсмен. Он появился на поле, где уже активно работает НПП, поэтому чтобы не путать предпринимателей, поскольку и там защита, и здесь защита, аппаратом бизнес-омбудсмена являются подразделения НПП, которые занимают этими вопросами. Я думаю, что это абсолютно правильно, чтобы предприниматели не путались. За два года поступило 12,5 тысяч жалоб. Они тщательно проанализированы, вплоть до областей, вплоть до того, на что больше всего они жалуются. В основном это жалобы, касающиеся предоставления земельного участка под строительство того или иного объекта, споры с ГАСКом, жалобы на санэпидемстанцию, на налоговиков. Спектр очень большой. Для каждой области он разный.

- Вы только что говорили об НПП, и у меня на руках статданные, где говорится, что Нацпалата из числа проблемных вопросов бизнесменов  69% решает положительно. Скажите, а как строятся ваши взаимоотношения с  Национальной палатой предпринимателей? Не дублируете ли вы друг друга?

- Абсолютно не дублируем. По тем вопросам, где не хватает полномочий Нацпалаты, подключается бизнес-омбудсмен. НПП решает не только вопросы защиты предпринимателей. Вы прекрасно знаете, что сегодня она представлена во всех секторах экономики. Она представлена во всех госорганах и во всех рабочих группах, где обсуждаются изменения в нормативно-правовых актах, касающихся предпринимательской деятельности.

- Вы сказали, что у вас есть представитель в каждом регионе. А непосредственно вы кому подчиняетесь?

- Согласно закону, я непосредственно подчиняюсь главе государства. И никто не имеет права вмешиваться в деятельность бизнес-омбудсмена.

- Хорошо. Я знаю, что буквально недавно в Москве был подписан меморандум между двумя бизнес-омбудсменами. С казахстанской стороны его подписали вы, а с российской - Борис Титов, расскажите поподробнее об этом?

- Да, по приглашению Бориса Титова наша делегация была в Москве, где присутствовали на конференции, темой которой была защита прав предпринимателей. И на которой присутствовали региональные бизнес-омбудсмены из всех областей и краев России. Дело в том, что на федеральном уровне бизнес-омбудсменом согласно указу президента РФ был назначен Борис Титов, а в  субъектах федерации бизнес-омбудсмены назначаются по согласованию с ним. Поэтому это была очень интересная и большая конференция. Там я рассказал о том, как у нас создавался институт бизнес-омбудсмена, что делается в Казахстане. Основная задача была помощь нашим предпринимателям, которые работают в России, и наоборот. Это было необходимо, чтобы в случае если бизнесмены России попадали в трудную ситуацию в Казахстане, то им помогали наши бизнес-омбудсмены и наоборот. Это было главным нашим обсуждением. Вторая тема обсуждения - обмен опытом, потому что в России институт бизнес-омбудсмена был создан в 2012 году. Мы, в частности, говорили, что многие проблемы, которые подымались в России, в Казахстане они решены пять лет назад. По защите предпринимателей, по законодательской деятельности, честно скажу, мы далеко ушли.

- Кстати, у нас в редакции есть небольшой комментарий Бориса Титова по поводу подписания меморандума. "Проблемы, которые волнуют бизнес во многом схожи, хотя по-разному некоторые вещи решаются и регулируются где-то в одной стране лучше, а где-то хуже. Поэтому для нас очень важно, кроме того, что мы должны периодически мониторить ситуацию в обоих странах, изучать лучший опыт, и находить совместные  решения между предпринимателями либо органами двух стран с точки зрения предпринимательства". Борис Титов упомянул, что проблемы во многом схожи. Это так?

- Абсолютно правильно. Он прав: проблемы схожи, но решаются по-разному. У нас глава государства всегда подчеркивает, что предпринимательская деятельность – это номер один в Казахстане. У нас в каждом регионе, в каждом акимате есть департамент по поддержке предпринимателей и развитию предпринимательства. Также в каждом регионе существует региональная палата предпринимателей. У нас даже в силовых органах есть департамент по защите прав предпринимателей. Поэтому в этом плане в Казахстане проще и ни один госчиновник не скажет, что он против предпринимательства. В то же время я много регионов объездил, сделал анализ тех жалоб, которые поступали в прошлом году. Когда я встречаюсь с руководством областей, то говорю, что практически 90% жалоб, которые поступают в Астану можно решать на местах. Ну что такое, что не предоставляют земельный участок под строительство?

- Расскажите о механизме оказания помощи предпринимателям, которые оказались в трудной ситуации за границй, в том числе в России.

- Там они могут обратиться к российскому бизнес-омбудсмену и соответственно к нам. Мы промониторили, связались с бизнес-омбудсменами, где случилась проблема, чтобы понять, как этот вопрос решить. Поэтому здесь однозначно они могут обращаться как к нам, так и к бизнес-омбудсменам России.

- На полях Петербургского экономического форума президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, встречаясь с российскими бизнесменами сказал, что в Казахстане успешно работают 6 тысяч предприятий с российским участием. Я думаю, что примерно столько же работают наших в России. Я так полагаю, что объем работы у вас будет большой.

- Я надеюсь, что там не будет столько проблем у наших предпринимателей, потому что у нас очень хорошо относятся к российским предпринимателям, а в России к казахстанским. Я не скажу, что поступает много жалоб от наших казахстанских бизнесменов в России. Было несколько просьб о помощи. Когда я был в Москве, я поблагодарил бизнес-омбудсменов, которые помогли нашим предпринимателям. Бывает, что в таможне товар застрял. Было несколько проблем, где омбудсмены России помогли. Тоже самое наблюдается с нашей стороны.

- Недавно состоялся третий съезд НПП. Я знаю, что вы принимали в нем участие. Расскажите об этом?

- Любой съезд - это подведение определенных итогов. Сегодня три года НПП, и можно сказать, что организация состоялась. Во-первых, чтобы принять за три года два таких важных документа, как законы об НПП и Предпринимательский кодекс - это многого стоит. Плюс "Атамекен" состоялся во всех регионах, там существуют его представительства. Это мощнейшая организация, которая действительно представляет предпринимателей. Съезд показал, какие сегодня есть вопросы и проблемы. Наверное, на сегодняшний день ключевым вопросом является занятость. Я думаю, что основная задача - это целенаправленно кредитовать сельских предпринимателей. Я знаю, что "Даму" на сумму порядка 23 млрд тенге собирается кредитовать сельских предпринимателей. Сегодня основная безработица наблюдается на селе, поэтому необходимо усилить точечное кредитование сельских предпринимателей. Это ключевая проблема, это и премьер-министр подчеркнул. Я считаю, что любая инициатива предпринимателя должна быть взята на вооружение и нужно помогать ему, потому что он платит налоги, трудоустраивает и решает массу социальных вопросов.

- Я знаю, что вы недавно побывали в областях Казахстана. Расскажите, к какому выводу Вы пришли?

- Основная задача - донести те проблемы, которые были озвучены на встречах с бизнесом. Встречаясь с руководством области, я доношу эти проблемы. После этого встречаюсь с прокурором области, где также ставлю проблемы. Реально 90% поступающих к нам жалоб можно решать на местах, не доводя до Астаны.

- Насколько на местах госорганы реагируют на ваши предложения?

- Очень хорошо реагируют. Это польза, потому что понятно, что акиму области и руководству не хватает времени на решение тех или иных проблем. Одно дело, когда ему дают один отчет его подчиненные, а другое дело, когда мы даем реальную картину в области, говорим о жалобах. Поэтому очень хорошая реакция была со стороны руководителей области и прокуроров.

Руслан Мелекша, Саяжан Каукенова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться