Но на Иртыш ушли последние трамваи

13 Февраля 2018 15:24
Но на Иртыш ушли последние трамваи
Фото: vitalik.kz

Вагоны ликвидированного трамвайного парка Алматы по 9,1 млн тенге за вагон выкупило АО «НК СПК «Ертис».

По данным сайта gosreestr.kz, распродажа с молотка объявлена в начале января и состоялась спустя две недели – 19 января 2018 года. Покупатель оказался щедрым, он приобрел 13 трамваев ТОО «Алматыэлектротранс», выставленные на торги одним лотом, по стартовой цене 118 миллионов 508 тысяч 599 тенге.  При этом торги были на понижение, и минимальная цена за весь товар указывалась 103 миллиона 510 тысяч тенге. Именно на такую сумму оценило ТОО «Оценочно-юридическая компания Invest Capital» движимое имущество предприятия. Гарантированный взнос покупателя, как следует из информации сайта, 17 миллионов 776 тысяч 290 тенге, информация о покупателе пока недоступна.

Тем временем 25 января АО «НК «СПК «Ертіс» объявило тендер на госзакупки услуг по транспортировке 13 трамвайных вагонов на тралах из Алматы (ул. Байтурсынова, 22) в Усть-Каменогорск (Машиностроителей, 9). Срок оказания услуг с момента заключения договора – 30 дней. Поставщик обязан разукомплектовать вагоны, а после доставки на место назначения обеспечить полную их сборку. Сумма, выделенная на закуп услуг, 87 миллионов 758 тысяч 928 тенге. То есть транспортировка одного вагона обойдется в 6 миллионов 750 тысяч 686 тенге.

Трамвайные вагоны чешского производства марки KT4Dt, приобретенные для трамвайного парка Алматы в 2013 году, выпущены с 1983 по 1995 год. Шесть из них – 1983 года выпуска. Четыре – 1985 года выпуска. По одному – 1986, 1987, 1995 годов выпуска. В прошлом году в СМИ существовала информация, что бывшие в употреблении, но «пригодные к эксплуатации» трамваи приобретут для Павлодара.

«Стоимость этих вагонов от силы полтора миллиона. К тому же почти семь миллионов тенге только за транспортировку одного трамвая готовы оплатить. Я когда с Германией договаривался на поставку трамваев, то по нашим расчетам выходило, что из Берлина до Усть-Каменогорска со страховкой, со всеми делами транспортировка мне может обойтись в 15 тысяч евро. А тут доставка обходится в 16 тысяч евро. Может, я в географии слаб, и Берлин находится рядом с Усть-Каменогорском?» – недоумевает в разговоре с abctv.kz директор ТОО «Трамвайный парк Усть-Каменогорска» Анатолий Успенский. 

Буквально вчера в АО «НК «СПК «Ертiс» подтвердили факт покупки алматинских трамваев, в то же время отметив, что павлодарцы от этой идеи отказались, зато Восточно-Казахстанская область поддержала ТОО «Алматыэлектротранс», приняв участие в аукционе по продаже 13 вагонов.

«Алматинские трамваи достаточно хорошие, на ходу и в очень удовлетворительном состоянии. Сейчас вопрос доставки этих вагонов стоит. Это тоже не так просто. Трамвайный парк нам не принадлежит, но это будет актив, который можно будет использовать в дальнейшем на благо города. Мы готовы принять участие в приобретении трамвайного парка. Это решение принято еще в прошлом году. Нам известно, что усть-каменогорский парк трамваев не очень большой. Это вызывает определенные нарекания со стороны горожан. Поэтому этот парк нужно обновлять», – отметил председатель правления АО «НК «СПК «Ертiс» Антон Крамаренко.

О ситуации вокруг ТОО «Усть-Каменогорский трамвайный парк» abctv.kz уже писал. В 2013 году областным департаментом государственных доходов предприятию было доначислено свыше 50 миллионов тенге за передачу вагонов в аренду. По словам директора предприятия Анатолия Успенского, именно с тех пор предприятие так и не может «встать на ноги».

«К 2013 году предприятие вышло в зону безубыточности. Если в 2010 году было оплачено 14 миллионов тенге налогов, то в 2012 году уже 27 миллионов тенге. Фонд заработной платы в 2009 году составлял 7,5 миллиона тенге. В 2012 году – 21 миллион тенге. Но с тех пор, как налоговики нам сделали доначисления, мы погрязли в долгах», – говорит Анатолий Успенский.

Сейчас сумма налоговых доначислений выросла вдвое и составляет уже свыше 100 миллионов тенге. Вместе с тем у предприятия накопились долги перед коммунальщиками и банком, которые уже перевалили за полмиллиарда тенге.

Напомним, в январе на пресс-конференции по поводу отключения предприятия от электроэнергии заместитель руководителя управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог ВКО Асет Султанов сообщил, что в случае выставления на торги акций трамвайного парка АО «НК «СПК «Ертіс» готово выкупить активы компании. Но прежде, отметил он, необходимо дождаться завершения судебных тяжб трамвайного парка с банком и департаментом госдоходов.

Все эти пять лет местные власти были «в роли сторонних наблюдателей», говорит Анатолий Успенский и ничего не предпринимали для того, чтобы помочь трамвайному парку. В свете последних событий директор трамвайного парка делает определенные выводы.

«За пять лет мы неоднократно обращались к исполнительной власти с предложениями выхода из создавшейся ситуации, вплоть до безвозмездной передачи половины доли в собственность государства. Но власти на это не соглашались. С нами и не считаются. Последние два года нас не приглашают на совещания, где обсуждается вопрос трамвайного парка. А теперь, когда стало известно, что СПК готова за транспортировку оплатить баснословные деньги, возникает масса вопросов. На каком основании выделяются государственные деньги на доставку трамваев, если СПК не имеет трамвайного парка и рельсовых путей? Либо это незаконное использование бюджетных средств, либо четкое намерение под благовидным предлогом принудительно изъять имущество… Напрашивается вывод: кому-то нужно было довести предприятие до предбанкротного состояния, а потом с легкостью его забрать», – возмущается Анатолий Успенский.

В данное время, как говорит Анатолий Успенский, ими подготовлено обращение на имя советника председателя правления национальной палаты предпринимателей РК «Атамекен» Каирбека Сулейменова, уполномоченного по защите прав предпринимателей Казахстана Болата Палымбетова, генерального прокурора Кайрата Кожамжарова, руководителя администрации президента Адильбека Джаксыбекова, председателя агентства РК по делам госслужбы и противодействию коррупции Алика Шпекбаева с просьбой разобраться в создавшейся ситуации с трамвайным парком.

Бота Молдаханова, ВКО