Операторы пошли на перехват

17 Октября 2016 16:08
Операторы пошли на перехват

У абонентов увеличиваются затраты на мобильную связь.

Воспользоваться услугой Mobile Number Portability (перенос номера между операторами) удалось уже 140800 абонентам, с 1 января по 1 октября 2016 года. Эти данные приводит Комитет по информатизации и связи. Согласно исследованию, в рамках MNP, чистый прирост числа пользователей наблюдается у Tele2 (36929 абонентов) и Altel (3546 абонентов). Другие операторы, напротив, столкнулись с чистым оттоком абонентов за указанный период. У компании Kcell (совокупно с ТМ Activ) он составляет 37708 человек, а у Beeline – 2767 абонентов.

Участники рынка понимают, что основной причиной смены оператора является желание сэкономить и поиск бесперебойного доступа к интернету. Рынок мобильной связи по результатам прошлого года просел на 9% в большей степени за счет сокращения голосового трафика по мере роста популярности интернет-мессенджеров. В этом году участники рынка пытаются максимально эффективно рассчитать стоимость передачи данных и звонков в своих тарифных пакетах, при этом на рынке отмечается увеличение среднего чека.

В то же время, по словам директора научно-консультационного центра (НКЦ) Национальной телекоммуникационной ассоциации (НТА) РК Евгения Малишевского, цифры по оттокам абонентов - это еще не показатель, так как нет данных, какое количество из них вернулось назад к прежнему оператору. Кроме того, он уверен, что в исследовании не было учтено количество абонентов, перешедших с Kcell на Activ, что также сказывается на статистике не в пользу компании. По его прогнозам, совместная постройка сети LTE advanced  компаниями Kcell и КаР-Тел совсем скоро будет завершена, и это выровняет общую картину.

Количество влияет на качество
Г-н Малишевский убежден, услуга Mobile Number Portability была бы актуальна десять лет назад. Но сегодня, при проникновении сотовой связи на уровне 176%  (более 31,2 млн. абонентов на март 2016, при населении 17 млн. человек) большая часть потребителей уже использует номера нескольких операторов для удобства, не видя в переносе потребности. Хотя уход к другому оператору стал для многих пользователей шансом найти более выгодный тариф, он не исключает возможность того, что многие из них решат вновь вернуться назад.

Кроме того, эксперт утверждает, что Международный союз связи еще не выдал документов, в которых были бы прописаны методы измерения скорости. «У нас средств измерения скорости передачи данных не существует. Ведь если, к примеру, к базовой станции подключится не десять, а сто человек, соответственно указанную скорость нужно будет уже делить на сто, а если тысяча – то на тысячу» - говорит он, поясняя, что данная информация рассчитана на то, чтобы сагитировать абонентов на смену одного оператора в пользу другого. «С технической же точки зрения эти данные не совсем корректны, - утверждает он. - Ведь если большая часть абонентов перейдет к определенному оператору, то качество мобильного интернета значительно снизится, так как ресурсы любой сети не безграничны».

Г-н Малишевский отмечает, что сегодня проблема со скоростью мобильного интернета связана именно с пиковыми нагрузками на сеть. А ввиду того, что они происходят не постоянно, а волнообразно, ставить максимальную мощность базовых станций операторам, по его мнению, не выгодно, с экономической точки зрения. По данным эксперта, при наличии в Казахстане 27862 базовых станций (на февраль 2016), компании Kcell принадлежит большая их часть. А в целом, по подсчетам г-на Малишевского, на сегодняшний день 58% базовых станций ориентированы на технологию 2G, 34% - на 3G и только 8% - на 4G.

Тратить стали больше
Международная исследовательская компания 4Service Group также провела исследование мобильного рынка, затронув тему MNP. Опросив 1200 человек в 14 областях, в компании пришли к выводу, что внедрение услуги по смене оператора  связи со своим номером отразилось на лояльности потребителей. Так, всего 13% абонентов не планируют менять своего оператора.  По данным 4Service Group, среди основных факторов, потенциально влияющих на решение поменять оператора, являются низкое качество связи и мобильного интернета (37%) и высокая стоимость услуг (29%). Наибольшую группу риска, среди тех, кто желает сменить оператора, по их данным, составляют абоненты Beeline (36%) и Activ (24%).

В исследовании 4Service Group говорится также и о том, что доля абонентов, тратящих на мобильную связь от 1000 до 2000 тенге и более за разовую оплату, увеличилась на 6%, составив 46% в сравнении с третьим кварталом  прошлого  года (40%). Данные изменения, по их утверждению, произошли вследствие сокращения числа абонентов с расходами менее 1000 тенге. Рост затрат на связь, по их мнению, происходит, ввиду того, что услуги, предоставляемые мобильными операторами, стали дороже. Кроме того, на 29% увеличилось количество пользователей интернета по сравнению с прошлым годом, что привело к возрастанию объема потребления трафика.

Доля наиболее активных пользователей увеличилась на 11%, они преобладают в базе операторов Аltel – 60% и Тele 2 – 34%.

Хотя Евгений Малишевский выразил несогласие, по его мнению, такого рода исследования не должны производиться путем опроса. «Методика анализа вызывает большие сомнения, потому что в опросе поучаствовало всего 1200 человек» - говорит он, уверяя, что наглядную картину эти данные не показывают.

По словам специалиста по продуктовым решениям Tele2 Бакдаулета Едильбекова, существуют два основных движущих фактора, которые привели к сокращению абонентов с низкими затратами. Первый из них – это растущее проникновение смартфонов и планшетов, которые потребляют в основном мобильный интернет. «Ввиду того, что с начала этого года мобильные операторы получили возможность строить сети 4G, это значительно расширило предложение мобильного интернета и привело к росту потребления мобильного трафика», - утверждает он. Ко второму фактору  г-н Едильбеков относит обновление линейки тарифов практически у всех операторов. По его словам, тарифные пакеты на бесплатные разговоры и объемы мобильного интернета не только стали более лимитированными, но и возросли по цене.

Прибыль снизилась
По данным Евгения Малишевского, рост потребления мобильного Интернета в прошлом году вырос на 130 %. Это, по его мнению, связано с тем, что сегодня больше операций стало производиться посредством смартфонов, что увеличило потребление трафика. И, несмотря на это, доходы у операторов связи, по его данным, выросли лишь на 7%. Он отмечает, что данный прирост не покрыл курсовую разницу, которая увеличилась после девальвации в минувшем году. «Расходы у операторов связи доминируют в долларах – особенно по части приобретения и содержания оборудования и оплаты услуг международных операторов», - говорит г-н Малишевский. Ввиду того, что цены на услуги сотовой связи снижались на протяжении нескольких лет, цена на них, по его мнению, достигла своего «дна» и дальнейшее снижение не возможно. Он уверен, что увеличение доходов от мобильного Интернета стало закономерным следствием снижения цен на голосовые услуги. В целом, снижение уровня прибыльности у операторов, по мнению директора НКЦ НТА может в дальнейшем привести к тому, что они будут вынуждены повысить цены на свои услуги.

Татьяна Киселева