От производства до утилизации

31 Декабря 09:12

Льготы, дно, электромобили и утилизация – чем запомнился 2016 год для автолюбителей в автодилеров в Казахстане.

Уходящий 2016 год для казахстанских автолюбителей начался с новостей о введении утилизационного сбора – правительство одобрило соответствующие правила расширенных обязательств производителей (РОП). Согласно правилам импортеры транспортных средств, производители автомобилей в Казахстане и те, кто решил пригнать авто из-за границы, должны оплатить утилизационный сбор, базовая ставка которого составляет 50 МРП. Ставка меняется в зависимости от коэффициента, который зависит от категории автомобиля. Введение утилизационного сбора в правительстве объясняли износом автопарка в стране и необходимостью без ущерба для экологии утилизировать миллионы старых автомобилей, которые доезжают последние километры по дорогам страны.

Кроме того, с 1 января 2016 года в Казахстане подорожала первичная регистрация автомобилей. Например, стоимость регистрации легкового автомобиля, возрастом до одного года составила 0,25 МРП, регистрация трехлетнего авто – 50 МРП, а автомобиля старше 3 лет – 500 МРП. Ставка при этом не зависит от вида топлива или тяги автомобиля – электромобиль, автомобиль с гибридной силовой установкой или с традиционным двигателем внутреннего сгорания – послаблений в законе не предусмотрено.

В феврале о проблемах говорили автодилеры – тогда авторынок достиг минимума за последние 4,5 года. Автодилеры и отраслевые ассоциации зафиксировали падение январских продаж (всего было продано 3492 новых автомобиля) на 45,68% по сравнению с декабрем прошлого, 2015 года, а в сравнении с январем 2015 продажи упали на 55,25%.

После этого АвтоВАЗ, Ford Sollers и Камаз приостановили поставки автомобилей в Казахстан, ссылаясь, правда, не на падение продаж, а на высокие госпошлины при ввозе автомобилей. АвтоВАЗ тогда заявил о намерениях заместить импорт автомобилей в Казахстан собственным производством на заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске.

На этом фоне президент Ассоциации казахстанского автобизнеса (АКАБ) Андрей Лаврентьев говорил о том, что сложившаяся ситуация создает условия для развития производства автомобилей в Казахстане, увеличения производственных мощностей и создания новых рабочих мест. «Порядка 5,5 тысяч людей может быть задействовано напрямую на заводах», — говорил Лаврентьев.

По сравнению с февралем, мартовские продажи автодилеров выросли на 2,4%. В АКАБ и КазАвтоПром тогда говорили, что рост достигнут благодаря действию программы льготного кредитования. На то время банками второго уровня было выдано 5359 кредитов на сумму 17 млрд 723,9 млн тенге.

Ставший в марте президентом АвтоВАЗ-а Николя Мор, ранее возглавлявший Dacia и Renault в Румынии, в мае встретился с премьером Масимовым, посетившим строящийся в Усть-Каменогорске завод. Глава российского автопроизводителя заявил тогда, что мощность строящегося завода полного цикла позволит экспортировать произведенные в Казахстане автомобили по всему СНГ. Предполагается, что на заводе, который начнет работать в 3-м квартале 2018 года, будет создано 4 тысячи рабочих мест. «Завод будет введен в два этапа. На первом предполагается запуск производственных мощностей в 60 тыс. автомобилей в год - в две смены. На втором этапе мощность предприятия увеличится до 120 тыс. единиц в год. Согласно нашим текущим оценкам, сегодня, на низком рынке, спрос как раз составляет от 60 до 120 тыс. автомобилей в год» - говорил Николя Мор.

На заводе Азия Авто, где осуществляется также сборка автомобилей KIA, заявили о том, что готовы производить электромобили. Построенные на базе KIA Soul, электромобили из первой партии прошли зимние испытания, могут развивать скорость 145 км/ч и на одном заряде преодолевают 200 километров – говорили тогда на заводе. Цену электромобилей KIA и дату начала серийного производства на заводе так и не объявили.

«Выпуск пилотной партии KIA Soul EV не предполагал немедленного перехода к серийному производству и коммерческой продаже. Мы исследовали возможность сборки и эксплуатации этого автомобиля в казахстанских условиях с инженерной точки зрения. Эта задача успешно выполнена», - сказал президент АО «Азия Авто» Ерик Сагымбаев.

Июль запомнился казахстанским поклонникам автоспорта – по маршруту Костанай-Астана-Балхаш-Алматы из России в Китай прошел этап международного ралли «Шелковый путь». По территории Казахстана тогда проследовали чемпионы мира по ралли Себастьян Лёб, Стефан Петрансель и Сириль Депре.

В октябре пилотную партию электромобилей выпустили на заводе СарыаркаАвтоПром в Костанае. Было выпущено 12 автомобилей разных модификаций: легкий грузовик, седан и кроссовер. Электромобиль в кузове седан был на тест-драйве Atameken Business Channel. На заводе тогда заявили, что стоимость электрокара отечественной сборки составил 6,1-6,8 миллионов тенге. Председатель совета директоров AllurGroup Андрей Лаврентьев на презентации электрокаров в Алматы заявил abctv.kz, что массовое производство электромобилей может быть начато через 1,5-2 года.

Казахстанские автодилеры в ноябре, подводя итоги работы за 10 месяцев, зафиксировали рост продаж по сравнению с прошлым годом на 15,4%. Тогда же автодилеры стали активно работать по схеме трейд-ин. В большинстве казахстанских автосалонов появилась возможность с доплатой поменять старый автомобиль любой марки на новый. Президент АКАБ Андрей Лаврентьев, комментируя ситуацию на авторынке, заявил о стабилизации рынка.

«Общий рынок стабилизировался, падения с середины года мы не наблюдаем. Дно рынка, мы считаем, пройдено. Объем казахстанского производства в структуре рынка вырос практически в два раза. Наш прогноз продаж в следующем году – 55 тыс. автомобилей», - сказал Лаврентьев.

То, что автодилеры в Казахстане активизировались в оказании услуги трейд-ин, Лаврентьев комментировал так, что те озаботились инвестированием в будущее.

«Они хотят сохранить свою рыночную долю, понимая - какую долю рынка они себе сейчас, на падающем рынке очертят, та у них и останется. Они, таким образом, работают не на маржу, а инвестируют будущее», - говорил Лаврентьев в интервью abctv.kz

В течение года БРК повышал лимит стоимости автомобилей отечественной сборки, которые можно было приобрести по программе льготного кредитования. На рынке сложилась ситуация, когда среднеразмерный кроссовер KIA или бизнес седан Skoda, казахстанской сборки, можно приобрести в кредит под 4%. Это, конечно, стало препятствием для продаж импортных автомобилей сопоставимых по стоимости. В этой связи дилеры Toyota и Hyundai в партнерстве с Евразийским банком запустили собственный механизм кредитования, в результате импортные автомобили этих марок клиентам стали предлагать в кредит под все те же 4%.

В ноябре также стартовала пилотная программа утилизации авто. На 27 декабря, по опубликованным данным, в пункты сбора было принято 4774 автомобиля. Наибольшее число автомобилей было сдано в Шымкенте (661), в Костанае (627) и в Актобе (412).

В конце 2016 года главной новостью стало расширение производства АвтоВАЗа на заводе Азия Авто в Усть-Каменогорске. 9 декабря там стали производить Лада Веста, Ларгус, лифтбек Гранта и компактный кроссовер XRay. Правда, позже стало известно, что несколько моделей на Азия Авто будут сняты с производства. Ими станут KIA Cee’d, Carens и Picanto, а также Chevrolet Orlando и Malibu. Вероятно, уйдет с конвейера и Skoda Fabia.

В декабре в СМИ стали публиковаться материалы с заголовками, смысл которых сводится к тому, что в 2017 на территорию ЕАЭС станет невозможно пригнать автомобиль из-за вступающих в силу требований об обязательном оснащении автомобилей модулем Глонасс с кнопкой SOS. Согласно норме технического регламента, чтобы пригнать автомобиль из-за рубежа, его надо оснастить соответствующим оборудованием Глонасс, а для получения документов, разрешающих ввоз провести краш-тест двух автомобилей. Как норма будет работать на практике, еще предстоит выяснить.

А еще, за три дня до конца года стало известно, что останавливать казахстанских автолюбителей на дорогах в следующем году будут полицейские без жезлов.

Артур Мискарян