Открытый диалог проблем не снимает

12 Сентября 2017 17:09
Фото: Мария Матвиенко

Бизнес-сообщество напоминает правительству об отложенном давлении налоговой нагрузки уже в пятилетней перспективе.

Проект нового Налогового кодекса, можно сказать, вышел на «финишную прямую». Во вторник он был одобрен на заседании правительства. Как поручил премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, он будет в сжатые сроки согласован с администрацией президента, с тем чтобы еще в сентябре его внесли на рассмотрение парламента.

Бизнес тревожит будущее
Вместе с тем у бизнес-сообщества остались нерешенные вопросы по проекту. Выступая на заседании правительства, председатель правления национальной палаты предпринимателей «Атамекен» Аблай Мырзахметов отметил, что законопроект действительно обсуждался при непосредственном участии предпринимателей, и по многим вопросам позиция бизнеса учитывалась. Тем не менее, все проблемные вопросы снять пока не удалось.

«То, что беспокоило бизнес, – это рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. Это вызывало большие споры, большие опасения, и сейчас в существующих нормах, которые заложены с 2020 года, они будут выше. У нас снижение на 1,5% социального налога с 2018 года остается. Эта норма, конечно, дает в арифметическом плане снижение налоговой нагрузки в целом. Но разработчики тоже в курсе, что с 2020 года и с введением уже отложенных норм и по пенсионным отчислениям, и дальнейшему росту отложенных норм по ОСМС налоговая нагрузка примерно на 10% к 2025 году вырастет для бизнеса», – сказал он.

В этой связи глава НПП предложил уже в 2018 году обсудить все эти проблемы и выработать консолидированное решение, с тем чтобы снять опасения бизнеса. Возражений на это предложение от членов правительства не последовало.

Льготы и стимулы
Пока же подготовленный проект Налогового кодекса, как уверяют разработчики, направлен на защиту добросовестного налогоплательщика. Представляя проект на заседании правительства, министр национальной экономики Тимур Сулейменов подчеркнул, что согласно заложенным нормам все неясности и неточности будут толковаться в пользу налогоплательщиков. Также предлагается не применять штрафы и пени, если налогоплательщик действовал в соответствии с разъяснением налогового органа, и по которому впоследствии изменилась позиция.

Для развития малого и среднего бизнеса предусматривается сохранение действующих специальных налоговых режимов. При этом предлагается новый альтернативный режим – режим фиксированного вычета. Министр отметил, что это выгодно тем, у кого большие обороты, но низкая прибыль. Они могут вычитать без подтверждения половину своей выручки. А если начнут вести учет расходов, то получают премии (вычеты) за подтверждение расходов. И налогоплательщикам предоставляется право выбора режима.

Стимулирующие развитие меры предусмотрены для аграрного сектора. Так, плательщики единого земельного налога (ЕЗН) не будут являться плательщиками НДС независимо от оборота. Для снижения нагрузки на фонд оплаты труда предлагается отменить социальный налог за главу, членов и работников КФХ. Будет разрешено осуществление прочих видов деятельности с раздельным учетом.

В сфере недропользования будут простимулированы инвестиции в геологоразведку.

«Учитывая мировую практику, предлагается отменить налог на сверхприбыль для горнорудной отрасли с переносом нагрузки на рентный налог на экспорт по углю. В мировой практике для горнорудной отрасли отсутствует такой налог. По сути, данный налог платили угледобывающие компании. Также планируется отмена бонуса коммерческого обнаружения в целях стимулирования успешной разведки. Для морских и глубоких нефтяных месторождений предложен более простой альтернативный налог на недропользование», – перечислил министр.

Симулирующие меры предусматриваются и для оздоровления финансового сектора. В частности, будет исключено двоякое толкование налогообложения приобретенного имущества организации по управлению сомнительными активами (ОУСА). Для физических лиц предусматривается освобождение от ИПН при прощении задолженности. При передаче проблемных активов коллекторам дисконт коллектора будет облагаться по факту после отработки актива.

Предлагаются льготы по НДС для автомобилестроения и специальных экономических зон в рамках специального инвестиционного контракта (СИК).

Так, будут освобождены от НДС импорт комплектующих (сырья и материалов), а также оборот по реализации произведенных в СИК товаров. Также освобождается от НДС передача имущества в финансовый лизинг, если передаваемое имущество приобретено без НДС и входит в перечень товаров для СИК.

Планируется модернизировать и налоговые льготы для повышения их эффективности. В частности, отменяются сбор с аукционов и плата за пользование судоходными водными путями, поскольку государство не предоставляет услуги и разрешения в данных случаях.

От ряда льгот предложено отказаться. В их числе освобождение оборотов по услугам игровых автоматов, реализации лотерейных билетов, государственных знаков почтовой оплаты, импорту почтовых марок. Также отменяются льготы, противоречащие требованиям ВТО, так как согласно требованиям организации для товаров внутреннего производства и импорта должны быть применены равные условия налогообложения.

Бизнесу очертят «цветные коридоры»
Изменятся и принципы налогового администрирования. По словам министра финансов Бахыта Султанова, предлагаемые новшества должны существенно облегчить жизнь бизнесу.

Так, планируется для субъектов малого и среднего бизнеса сократить с пяти до трех лет срок исковой давности, в течение которого могут быть пересмотрены и дополнительно исчислены ранее уплаченные суммы налогов. Для повышения налоговой дисциплины кардинально пересматривается система управления рисками. Вводится дифференцированный подход к налоговому администрированию для разных категорий налогоплательщиков.

«К первой категории, которую мы назвали зеленой группой, будут отнесены налогоплательщики с низкой степенью риска. По ним не будут проводиться проверки, предусматриваются послабления в виде изменения сроков представления отчетности, уплаты задолженности, возможности участия в горизонтальном мониторинге и так далее, – пояснил г-н Султанов. – К группе средней степени риска будут применяться умеренные механизмы администрирования, направляться извещения, а в случае неисполнения – меры налогового контроля. К третьей группе, или к так называемой красной зоне, будут относиться налогоплательщики с высокой степенью риска. Проще говоря, здесь будут находиться злостные неплательщики. К ним будут приниматься повышенные меры внимания и мгновенное реагирование органов госдоходов в случаях ненадлежащего исполнения налоговых обязательств».

Глава Минфина подчеркнул, что во многих странах мира категорирование налогоплательщиков является конфиденциальной информацией. В Казахстане же предлагается внедрить комбинированную модель, предусматривающую и открытые критерии, которые будут служить налогоплательщикам ориентиром для вхождения в зеленую зону низкой степени риска и предупреждением от попадания в красную зону.

Предлагается ввести в стране и горизонтальный мониторинг – как новый вид взаимодействия с крупными налогоплательщиками, основанный на принципах доверия и открытости. Глава Минфина отметил, что этот механизм долго обсуждался с бизнесом, но в итоге все стороны «пришли к обоюдному пониманию преимуществ таких партнерских отношений», поскольку, открывая доступ к информации, бизнес взамен получает ряд преимуществ.

«Во-первых, налоговики откажутся от проведения налоговых проверок. Во-вторых, деятельность налоговиков станет более ориентированной на услуги. Они будут консультировать налогоплательщиков по возникающим вопросам и сопровождать правильное исполнение налоговых обязательств. В-третьих, предусматривается освобождение от ответственности, в случае если в результате консультаций допущено занижение сумм налогов. И наконец, для участников горизонтального мониторинга будут смягчены профили СУР таможенного администрирования», – объяснил г-н Султанов.

Заложены и новые механизмы принудительной ликвидации бездействующих налогоплательщиков. Сегодня таковых в стране насчитывается 133 тысячи, в том числе 72 тысячи юридических лиц и 61 тысяча индивидуальных предпринимателей. Принудительную ликвидацию будут проводить в отношении налогоплательщиков, которые в течение пяти лет не осуществляли деятельность, не совершали экспортно-импортные операции, не имеют на праве собственности объекты обложения, не осуществляли платежи и (или) переводы денег по банковским счетам, не являлись плательщиками НДС.

«Все новшества по совершенствованию администрирования, безусловно, положительно повлияют на развитие бизнеса и обеспечат переход от фискальных методов работы налоговых органов к партнерским отношениям с бизнесом», – заключил глава Минфина.

Ирина Севостьянова