Половина «Air Astana» улетит на IPO

03 Ноября 2016 21:11

В рамках IPO акционерами АО «Air Astana» будет продано 50% существующих акций. 

В рамках грядущего IPO (первичное публичное размещение - Initial Public Offering/IPO) два действующий акционера АО «Air Astana» совокупно продадут 50% акций – по 25% каждый. В настоящее время 51% акций национального авиаперевозчика принадлежит АО «Самрук-Казына» и 49% акций – британской BAE Systems. То есть после IPO у «Самрук-Казыны» и BAESystems останется 26% и 24% соответственно.

Размещение может состояться в конце 2017 – начале 2018 года. При этом казахстанский совладелец авиаперевозчика продаст свои 25% акций только казахстанским инвесторам.

«Мы уже несколько раз встречались (с представителями BAE Systems – прим. автора). Действующая структура 51% на 49%. У «Самрук-Казыны» сегодня 51%. Ориентировочно на продажу выставляться будет 50%: наши 25% и их 25%. Но при этом там есть четкое условие: у Air Astana для того, чтобы летать туда, например, в европейские государства, есть требование сохранить казахстанскую долю 51% для того, чтобы сохранить статус национального оператора. То есть, если мы свои 25% продаем, то наши 25% должен купить казахстанский инвестор, например, ЕНПФ», - сказал управляющий директор по оптимизации активов АО «Самрук-Казына» Берик Бейсенгалиев abctv.kz.

Продажа госфондом 25% акций авиакомпании именно казахстанскому инвестору обусловлена необходимостью сохранения за казахстанскими держателями 51%-ной доли в Air Astana. При этом британский совладелец такими обязательствами не будет обременен и может продать свои 25% акций как казахстанским, так и иностранным инвесторам. 

«BAE Systems свои 25% продаст на рынке. Их может купить казахстанский инвестор или кто-то другой. В итоге 51% сохраняется за казахстанскими инвесторами, и мы сохраняем статус национального оператора», - сказал г-н Бейсенгалиев.

В госхолдинге вместе с тем желают все-таки сохранить долю в авиакомпании и, возможно, продать ее позднее, но уже по более высокой цене.

«Мы готовы остаться в проекте как акционер и BAE Systems хочет остаться в проекте как акционер. И мы, и они ожидаем, что в будущем, если будем выходить на дополнительную продажу, IPO, однозначно оставшуюся долю еще дороже продадим. Естественно, мы как якорные инвесторы не собираемся 100% продать и уйти. Мы хотим остаться в этом проекте», - сказал он.

Он уточнил, что 25% акций национального перевозчика может приобрести не только АО «ЕНПФ», а любой казахстанский инвестор, в том числе «казахстанский стратег».

Г-н Бейсенгалиев отметил, что для участия физических лиц-граждан Казахстана в IPO как AirAstana, так и других нацкомпаний «официального запрета» нет. При этом он не прокомментировал, согласен ли британский совладелец казахстанской авиакомпании на указанный выше вариант.

Ранее пакет акций Air Astana планировалось разместить в рамках программы «народное IPO», когда предпочтение отдавалось физическим лицам-казахстанцам. Однако тогда планы по размещению акций авиакомпании было проблематичным из-за того, что госхолдинг хотел сохранить свою долю в 51%, а британский совладелец не хотел расставаться с частью своей доли ради IPO в Казахстане.

В качестве площадки, на которой может пройти IPO авиаперевозчика рассматривается Лондон и международный финансовый центр «Астана».

При этом в случае размещения в Лондоне, уточнила abctv.kz управляющий директор по финансам и операциям «Самрук-Казына» Елена Бахмутова, часть акций должна быть размещена на отечественной бирже.

«По нашему законодательству, если в Лондоне размещение, то не менее 25% на тех же условиях должно быть размещено на отечественной бирже, поэтому, где бы ни было размещение: в Лондоне, Сингапуре, не менее 25% на тех же условиях должны быть предложены на казахстанской бирже. Это требование закона «О рынке ценных бумаг», - сказала она.

Жанболат Мамышев