Правительство может начать финансировать НПО по защите прав потребителей из бюджета

Ирина Севостьянова Ирина Севостьянова
9718

Более половины всех жалоб казахстанцев приходится на финансовые услуги.

Правительство может начать финансировать НПО по защите прав потребителей из бюджета

Вопрос защиты прав потребителей вышел на правительственный уровень. После подготовки первого доклада для президента по этой теме в кабмине, похоже, осознали: далеко не все в этой сфере так гладко, как хотелось бы. А потому во вторник на очередном заседании члены правительства полчаса разбирались, что когда-то пошло не так и что теперь с этим делать.

Поскольку главный уполномоченный орган в сфере защиты прав потребителей – министерство национальной экономики, общую картину представил глава этого ведомства Тимур Сулейменов.

Так, в прошлом году госорганами было рассмотрено свыше 23 тысяч обращений потребителей. Из этого количества на Национальный банк республики приходится 56% обращений, министерство национальной экономики – 19%, министерство здравоохранения и социальной защиты – 11%, министерства энергетики и финансов – по 3% от всех обращений, оставшиеся 10% приходятся на местные исполнительные органы и другие центральные государственные органы.

"Основным предметом обращения является сфера финансовых услуг, где наибольшее число обращений граждан касаются вопросов рефинансирования задолженности, в том числе по валютным займам, и обслуживания банковских займов. В здравоохранении объектом жалоб являются качество и своевременность оказания медицинских услуг. В сфере ЖКХ – повышение цен и тарифов на услуги естественных монополий и общественно-значимых рынков, а также качество услуг КСК и управляющих компаний. В розничной торговле – невыдача контрольно-кассовых чеков, обвешивание, обсчет потребителей, отсутствие сертификатов качества", – перечислил "больные" сферы министр.

Он отметил, что законодательство в сфере защиты было усовершенствовано, добавлены новые, более жесткие нормы, сокращающие возможности манипуляций для недобросовестных продавцов и поставщиков услуг. Усилена и роль общественных объединений в системе защиты прав потребителей, расширены их права и обязанности в части представления интересов потребителей в судах и государственных органах. Однако именно у них не все "гладко": из 174 зарегистрированных общественных объединений в этой сфере фактически действуют лишь 65, или 40%. При этом "общественные объединения постоянно испытывают дефицит финансирования".

Для комплексного решения проблем предлагается пакет мер, включающий имплементацию в национальное законодательство прогрессивных норм стран ОЭСР, развитие потребительской грамотности. Наряду с этим предлагается сместить акцент в сторону общественности.

"В условиях сокращения контрольных функций государства повышение уровня защиты прав потребителей может быть обеспечено путем создания эффективного механизма общественного контроля, реализуемого как объединениями предпринимателей (НПП), так и потребителей. Для этого необходимо определить устойчивые источники финансирования. Мы считаем, что это может быть и размещение государственного заказа, а также развитие института подачи групповых исков в интересах неограниченного круга граждан по аналогии с развитыми государствами", – рассказал господин Сулейменов.

Отдельное внимание предлагается уделить электронной торговле. Министр отметил, что именно с развитием этого сектора возросло количество жалоб на качество товаров, невозврат денег потребителям, срыв или отсутствие поставок товара. В этой связи "необходимо регламентировать участников электронной торговли и их ответственность перед потребителями".

Глава Национальной лиги потребителей Светлана Романовская также акцентировала внимание на том, что без внедрения потребительского образования попросту не удастся достигнуть должного уровня развития в этой сфере.

"Нам надо организовать школу потребителя. Сейчас мы проводим вебинары, но это тоже на таком большом уровне. Потому что мало об этом информации", – сказала она.

"Мое предложение – расширить эту базу вовлеченных", – сообщила она.

Госпожа Романовская считает целесообразным в школах, колледжах и вузах внедрить обязательное потребительское образование, а также активнее вести разъяснительную работу через СМИ. Еще одно предложение лиги – создать базу экспертов в разных сферах, способных изучить и дать оценку тому или иному товару и услуге.

Премьер-министр Бакытжан Сагинтаев, выслушав присутствующих, поручил госорганам работать в этом направлении более жестко.

"Поручаю миннацэкономики, центральным и местным исполнительным органам занять жесткую позицию в вопросе защиты прав потребителей", – подытожил он обсуждение.

Ирина Севостьянова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться
Подпишитесь на наш Telegram канал! Узнавайте о новостях первыми
Подписаться