У АО "Центр транспортного сервиса" разошлись пути с клиентами

12195

Костанайские предприниматели массово пишут жалобы на АО "Центр транспортного сервиса".

У АО "Центр транспортного сервиса" разошлись пути с клиентами

Компания владеет подъездными ж.-д. путями, и ее новая методика начисления платы за оказываемые услуги, по мнению бизнесменов, должна быть пересмотрена.  

Новый договор
АО "Центр транспортного сервиса" (ЦТС) начало рассчитывать стоимость своих услуг по-новому с 1 декабря 2016 года. В компании поясняют, что сделано это было в связи с утверждением новых тарифов Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (КРЕМЗК) министерства нацэкономики РК. Но предприниматели отмечают, что сам тариф вырос незначительно: с 2004 до 2250 тенге за вагоно-километр, а вот итоговые суммы в актах увеличились в разы.

В ЦТС подчеркивают, что такой рост платы произошел по ряду причин. Среди них не только повышение тарифа антимонопольным ведомством, но и новая методика расчета тарифа для подъездного пути, а также смена собственника и плачевное финансовое состояние компании.

Действительно, новый тариф, утвержденный КРЕМЗК, увеличился на 11%, вот только был утвержден 24 июня 2016 года. По факту же его ввели с 1 декабря 2016 года, о чем сообщили своим клиентам, расторгнув действующие на тот момент договоры и предложив к заключению новые. Предпринимателей также уведомили о том, что теперь они будут платить за проезд подвижного состава по подъездным путям ЦТС всегда в обе стороны, тогда как ранее плату выставляли за проезд в одну сторону. Однако и здесь, по сведениям компании, все законно: была принята новая методика расчета стоимости услуг за использование подъездных путей. Но документ вступил в силу еще 1 апреля 2014 года. 

Объяснением такого "опоздания", со слов советника президента АО "Центр транспортного сервиса" Есенжана Ханбая, служит смена собственника. Согласно данным электронной торговой площадки, 4 марта 2015 года АО "Казахстан Темир Жолы" продало 100% акций АО "ЦТС" частному инвестору "Темир Триумф" за 1,8 млрд тенге. При этом, согласно оценке, проведенной ТОО "Бюро оценки и приватизации" (г. Караганда), рыночная стоимость акций ЦТС составляла чуть более 1 млрд тенге.

 "Мы купили акции (предприятия – прим. авт.) со всеми их проблемами. Мы вложили немалые деньги, а отдачи никакой вообще. Состояние дорог плачевное", - говорит Есенжан Ханбай.

Наш износ – ваши проблемы
По данным компании, на 1 февраля 2017 года износ подъездных путей, состоящих на балансе ЦТС, составляет в среднем по Казахстану 89%, по Костанаю – 94,11%. В 2016 году было зафиксировано 26 сходов составов. Инспекцией транспортного контроля в адрес ЦТС было вынесено 17 предписаний на устранение нарушений. В результате предприятие оштрафовали на миллионы тенге. Плюс к этому от клиентов поступили претензии с требованиями компенсации потерь, полученных в связи с приостановкой движения по подъездным путям на период устранения аварий.

"Причиной такого состояния путей является недополучение предприятием положенного дохода. До ноября 2016 года мы выставляли своим потребителям счета за использование подъездных путей в один конец, хотя следовало выставлять в оба конца. Данный износ образовался за счет выставления платы в один конец", - пытается объяснить ситуацию с плохим состоянием путей директор одного из департаментов предприятия Нурлан Нурмуратов.

Еще одним аргументом, по мнению ЦТС, может стать то, что КРЕМЗК, утверждая предельный уровень ныне действующего тарифа, значительно снизил расходную часть тарифа, при этом увеличив планируемые объемы оказанных услуг. В итоге от заявленного ЦТС тарифа в размере 11 283 тенге за вагоно-километр осталась 1/6.

На деле это влияет на качество содержания подъездных путей, находящихся на балансе предприятия. По словам предпринимателей Житикаринского района, им в некоторых случаях приходится за собственный счет ремонтировать пути, чтобы не прерывать отгрузку. Ведь сотрудники ЦТС на место порой не выезжают: нет средств на закуп материалов и проведение ремонта. Однако расходы на ремонт путей, понесенные предпринимателями из Житикары в 2016-м, ЦТС пока не покрыл.

А давайте представим…
По словам предпринимателей Костаная, они понимают проблемы предприятия, но совершенно не согласны с методикой расчета тарифа. Ведь исходя из обращений в палату предпринимателей Костанайской области тарифы ЦТС на использование подъездных путей выросли с 16 до 53 тысяч тенге.

"С утвержденным тарифом мы согласны. Они здесь закон не нарушают, но методику расчета тарифа используют по своему усмотрению. Вы вагон мне поставляете и еще три вагона соседям, но каждому плату за локомотив выставляете, словно каждому вагон загоняли отдельно", – говорит директор ТОО "Казторгтранс" Халилулла Гран Ака.

С таким подходом к расчету стоимости локомотивной тяги даже в АО "НК "КТЖ" не соглашаются. Еще одна претензия десятков предпринимателей Костаная и Костанайской области в том, что монополист выставляет счета за использование всего отрезка подъездного пути независимо от фактического расстояния, по которому прошел состав клиента.

"На станции Майлина (г. Лисаковск Костанайской области – прим. авт.) мы являемся единственным контрагентом. Выгружаемые нами грузы проходят 496 метров, но, тем не менее, в договоре с ЦТС, который до сих пор не заключен на 2017 год, стоит цифра 1,9 км. Хотя многие из этих путей ЦТС мы не то чтобы не проезжаем, они закрыты для движения по техническому состоянию", - отмечают в филиале АО "Алюминий Казахстана" Краснооктябрьском бокситовом рудоуправлении.

Споры также возникли с отрезком протяженностью чуть более 2 км, расположенном в Костанае. Некоторые контрагенты ЦТС используют не более 150-200 метров протяженности пути, а счета выставляют как за прохождение всего отрезка. Отсюда и выросшие в разы счета. Сегодня тарифы за использование этого участка подъездного пути, по словам предпринимателей, в разы выше, чем у других владельцев путей в Костанае. У последних стоимость составляет порядка пяти тысяч тенге за вагоно-километр, а то и меньше.

"Применение в данной ситуации всего протяженности пути к каждому потребителю считаю неправильным. Так как если объективно посмотреть, то одни полностью проезжают полный путь, а другие – нет. Необходимо исходя из перевозок разбить сетку тарифов. На каждый тупик у нас своя сетка по суткам, количеству вагонов. Сама методика в данной ситуации, я считаю, неприменима", - вновь встал на сторону предпринимателей начальник ПУ "Костанай" АО "Центр транспортного сервиса" Азамат Абдрашов.

"Мы бы построили сами себе путь, но не можем сделать этого, потому что рядом идет много коммуникаций: идет газовая труба, которая питает город, мост, множество других коммуникаций. У нас есть предложение. На этой ветке у вас 40 клиентов. Если вам не по силам ремонты, мы согласны выкупить (подъездной путь – прим. авт.) у вас. Создадим свое ТОО, назначим своего директора. Если ваш тариф умножить, то мы своими предприятиями за месяц окупим эту дорогу", - озвучил предложение бизнесменов директор ТОО "Атамекен Дос" Аскар Жабаев.

Однако предложение в АО "ЦТС" однозначно отвергли. К тому же юристы подчеркивают, что продажа настолько малой доли монополиста – дело хлопотное и требующее многочисленных согласований с контролирующими органами.

"Зарезать курицу, несущую золотые яйца, кто согласится? Нужно идти в суд и доказывать свою правоту. Не знаю, насколько юридически сильны предприятия, ведь у некоторых нет юротделов", - прокомментировал ситуацию председатель совета по защите прав предпринимателей Костанайской области Владимир Шакун.

В департаменте КРЕМЗК по Костанайской области в свою очередь отметили, что в отношении АО "Центр транспортного сервиса" комитетом проведено расследование. Его результаты обещают озвучить в ближайшее время.   

Татьяна Шестакова

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться