Преемника Каримова определили без конституции

Аскар Муминов Аскар Муминов
5506

Шавкат Мирзияев примеряет на себя роль будущего главы Узбекистана. 

Преемника Каримова определили без конституции

Накануне на заседании парламента Узбекистана был избран временно исполняющий обязанности президента республики. Им стал премьер-министр Шавкат Мирзияев, хотя согласно букве закона и нормам, прописанным в конституции в течение трех месяцев со дня смерти президента, и до проведения новых альтернативных выборов обязанности главы государства должен был исполнять председатель сената Нигматулла Юлдашева. Он взял самоотвод. Причина, такого решения не объясняется.

Между тем, эксперты убеждены в том, что малоприметная фигура председателя сената не могла устроить главных игроков на политической сцене Узбекистана по той причине, что за три месяца он мог набрать политический вес и расположить к себе население, также к нему в подчинение должны были перейти вооруженные силы страны. Вместе с тем, по косвенным признакам было понятно, что консенсус по поводу фигуры будущего президента Узбекистана среди элит достигнут.

В первую очередь именно Шавкат Мирзияев возглавил похоронную процессию Ислама Каримова, по советской традиции это самый верный признак угадать, кто станет следующим. Второй важный аспект – встреча в Самарканде с президентом России Владимиром Путиным, который приехал почтить память скончавшегося узбекского лидера. Встречал его именно Шавкат Мирзияев. Примечательно, что если судить из специальной программы, показанной по государственному телевидению Узбекистана по этому поводу, на тот момент еще премьер-министр Узбекистана Мирзияев оборонил любопытную фразу, что сделает все возможное, чтобы укрепить связи двух стран и вывести их на новый уровень. Вероятно, что такие обещания мог дать только чиновник, абсолютно уверенный в надежности своих позиций в будущем.

Россия – ключевой союзник

Согласно прогнозам аналитиков, расклад в пользу Шавката Мирзияева, а именно его abctv.kz называло в качестве основного кандидата на пост президента, сложился во многом, благодаря, его хорошим отношениям с всесильной главой спецслужб Рустамом Иноятовым. Его называли еще при жизни Каримова вторым человеком в Узбекистане, сосредоточившим огромные рычаги власти в своих руках.

В свою очередь Шавкат Мирзияев уже определил свои внешнеполитические ориентиры. Как и предполагали эксперты, будет доминировать проросийское направление. Вот, что в частности в своей программной речи сказал Шавкат Мирзияев.

"Главным приоритетом внешнеполитической деятельности Узбекистана является регион Центральной Азии, с которым связаны национальные интересы нашей страны. Мы неизменно остаемся приверженными проведению открытой, доброжелательной и прагматичной политики в отношении своих ближайших соседей – Туркменистана, Казахстана, Кыргызстана, Таджикистана. Приоритетным направлением внешней политики Узбекистана является развитие отношений со странами СНГ, и в первую очередь последовательное развитие и всестороннее укрепление дружественных связей с Российской Федерацией на основе договора о стратегическом партнерстве, договора о союзнических отношениях и других важных соглашений, которые отвечают интересам обеих стран и служат укреплению стабильности и безопасности в регионе. Приоритетное значение в нашей внешней политике сохраняет развитие всестороннего взаимовыгодного и конструктивного сотрудничества с Соединенными Штатами Америки. Узбекистан заинтересован в дальнейшем укреплении всестороннего стратегического партнерства с Китайской Народной Республикой как с близким региональным соседом и государством, играющим важную роль в решении региональных и глобальных проблем. В Азиатско-Тихоокеанском регионе мы отдаем приоритет развитию партнерских отношений с Японией, Республикой Корея и другими странами в сферах экономики, инвестиций, науки и технологий, образования, здравоохранения и туризма. Узбекистан придает важное значение развитию взаимовыгодного сотрудничества с ведущими государствами Европы, прежде всего Германией, Францией и Великобританией, а также со странами Центральной и Восточной Европы. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии сотрудничества с Индией, Пакистаном и другими странами Южной Азии в политической, торгово-экономической, транспортно-коммуникационной и культурно-гуманитарной сферах. Узбекистан традиционно будет проводить добрососедскую и дружественную политику в отношении Афганистана. Мы продолжим развивать и укреплять взаимовыгодные и всесторонние отношения с государствами Ближнего и Среднего Востока. Национальным интересам Узбекистана отвечают контакты, активное участие и сотрудничество с ООН, Шанхайской организацией сотрудничества, СНГ, Организацией Исламского Сотрудничества и другими международными организациями".

Выборы президента Узбекистана назначены на 4 декабря 2016 года. Согласно узбекской Конституции, президентом этой страны может быть избран гражданин Узбекистана не моложе тридцати пяти лет, свободно владеющий государственным языком, постоянно проживающий на территории Узбекистана не менее десяти лет непосредственно перед выборами. президент избирается сроком на пять лет.

Роль спецслужб возрастет

Политолог Баходир Сафоев считает, что сам Рустам Иноятов мог бы никому не уступать кресло будущего президента, если бы не преклонный возраст, ему пошел 73 год и состояние здоровья, у него тяжелая форма диабета. Однако эксперт не сомневается, что в целом и процедура выборов и дальнейшее президентство Шавката Мирзияева будут проходить под неустанным контролем Службы национальной безопасности.

"Здесь важно понимать, что у Ислама Каримова была абсолютная самостоятельность в принятии решений, так как именно он был архитектором той системы, которая сложилась в Узбекистане. И тот же Рустам Иноятов обязан своим возвышением именно Каримову. В случае с Мирзияевым диаметрально противоположная картина, будущий президент, а сейчас мало кто сомневается, что именно Мирзияев возглавит Узбекистан, будет фигурой зависимой от силовиков. Конечно, они и при Каримове играли огромное значение, но теперь они будут определять сам курс страны, как внешний, так и внутренний. Мирзияев будет достаточно номинальной фигурой, коей никогда не был Каримов, даже когда активно ходили слухи, что он уже не управляет страной. Такого не было никогда, в действительности вплоть до последних дней своей жизни Каримов контролировал все процессы в Узбекистане, включая работу спецслужб. И нередко тому же Иноятову доставалось от него, если он считал, что его безопасность обеспечивается не должным образом", - сказал Баходир Сафоев.

Помимо значительно меньшей самостоятельности новый глава Узбекистана вряд ли будет пользоваться значительной поддержкой и среди населения. Красноречиво об этом свидетельствует альтернативное голосование на специальной странице в социальной сети Facebook запущенное узбекскими активистами. Гражданам соседней республики было предложено проголосовать за трех возможных кандидатов на пост президента – Шавката Мирзияева, первого вице-министра Рустама Азимова и главу сената Нигматуллу Юлдашева. С колоссальным отрывом к настоящему моменту лидирует прозападный Рустам Азимов, который назывался долгое время среди основных преемников Ислама Каримова. Однако, сейчас уже абсолютно очевидно, что по согласованию позиций элиты будут продвигать на главный пост в стране Шавката Мирзияева, который не пользуется таким же непререкаемым авторитетом, как Каримов.

Новые правила игры

Эксперт Института экономических исследований стран Центральной Азии Алишер Хамидов считает, что помимо приятельских отношений, которые определили характер выбора Рустамом Иноятовым в качестве будущего главы Узбекистана Шавката Мирзияева, также сыграл свою роль и его стиль управления. По словам аналитика, он будет проводить охранительную политику, такую же, как его предшественник. Резкого разворота ни в экономике, ни тем более в политике не будет. Возможно даже некое усиление контроля над различными сферами жизни, считает он.

"Пересмотра итогов правления Ислама Каримова не будет. Это видно даже по тому, что, уже сейчас говоря о своих планах, Мирзияев постоянно делает отсылки к наследию первого президента. Он абсолютный продукт каримовской системы, поэтому даже, если бы хотел набрать политические очки на критике наследия Каримова не смог бы, ведь народ может задать закономерный вопрос – как ты, зная все это, был при нем десятилетиями премьер-министром. Но думаю, постепенно, как это произошло в Туркменистане, из школьной программы уберут книги Каримова, которые являются обязательными к изучению и со временем задвинут и его персону на второй план. У правителей такого склада не должно быть конкурентов, ни живых, ни мертвых. В случае с Мирзияевым я вижу одну очень важную проблему - это его слабость как самостоятельного игрока. Он может быть на коне при поддержке Рустама Иноятова, но что будет, когда с последним произойдет тоже, что и с Каримовым, он человек не молодой, и тоже не подготовил преемника. В этом случае может обнажиться неустойчивость политической системы, выстраиваемой годами под силовиков и персонального лидера. Однако возможно Мирзияев хоть и медленно начнет проводить реформы, которые позволят со временем определить относительно понятные правила передачи власти следующему поколению политиков. Это, в конечном итоге, будет и в его интересах", - сказал Алишер Хамидов.

Позиции семьи Каримова ослабевают

Между тем, из Ташкента поступает информация, что если политическое наследие Ислама Каримова находится под надежной защитой новой власти и пересмотру не подлежит, то бизнес его семьи уже начали экспроприировать.

Уже третий день идут проверки на самом большом рынке Ташкента "Абу-Сахий", который по некоторым данным лично контролировала жена экс-президента Узбекистана Татьяна Каримова, вместе с дочерью Лолой и ее мужем Тимуром Тилляевым. Ежедневная выручка рынка, которая шла прямиков к указанным персоналиям составляла до $10 млн. О том, что над рынком установила негласный контроль жена и младшая дочь Каримова в свое время поведала Гульнара Каримова, после очередного конфликта с родственниками. Предположительно, доходный бизнес будет передан зятьям Шавката Мирзияева.

В свою очередь не совсем понятна не только судьба бизнеса, но и личные позиции семьи Каримовых, после смерти президента. Так, по некоторым данным практически невъездным в Узбекистан может оказаться муж Лолы Каримовой Тимур Тилляев. Самой младшей дочери бывшего узбекского лидера вряд ли что-то угрожает, в отличие от старшей. О ее судьбе ничего не известно, она не появилась даже на похоронах отца. Вчера, когда Шавкат Мирзияев в очередной раз выражал соболезнование семье Ислама Каримова, он упомянул лишь его жену и младшую дочь, употребив деликатную формулировку "и другие родственники". О том, что Гульнара жива можно судить, по появившемуся в интернете музыкальному клипу, который она сняла на смерть отца. Известно, что третий год подряд Каримова-старшая находится под домашним арестом, правда, некоторые источники утверждают, что она давно покинула Узбекистан и инкогнито живет в одной из стран Восточной Европы или в Израиле. Если же Гульнара до сих пор находится в Ташкенте, то ее участь может оказаться незавидной, так как о готовности личной мести в отношении нее не раз заявлял авторитетный узбекский предприниматель Гафур Рахимов, на чей бизнес она в свое время покушалась, и после чего он был вынужден покинуть Узбекистан. Его возвращение на Родину, учитывая теплые отношения с Шавкатом Мирзияевым, вполне возможно, и вряд ли встреча Каримовой-старшей с ним для последней будет безболезненной, считают эксперты.

Так или иначе, новая эра в истории Узбекистана уже началась. И, кажется, впервые за 27 лет жители этой страны постепенно учатся говорить об Исламе Каримове без придыхания.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться