Причина была в качестве алкоголя

08 Января 2017 08:01

Создатель системы Wipon, которая определяет подлинность алкоголя, Рустем Султанмурадов рассказал abctv.kz о том, как это все работает и зачем ему это нужно.

- Рустем, расскажите о своем проекте?

- Система ориентирована на борьбу с контрафактной продукцией и теневой экономикой. По акции «Требуй чек – выиграй приз» мы начали работать с комитетом госдоходов и НПП. В системе Wipon есть возможность проверки подлинности алкогольной продукции. Происходит это через сканирование кода на акцизной марке. Эту функцию мы запустили первой в прошлом году. В этом году стала доступна функция получения дополнительной информации: мы выдаем информацию о том, что это за товар, и кто его производитель.

Каждая акцизная марка уникальна, поэтому мы можем давать информацию о том, имеется этот код в базе или нет. Если в одном городе и в двух разных городах появляются одинаковые коды, значит это дубликат. Часто бывает, что одну акцизную марку наклеивают на партию алкоголя, и мы можем отслеживать эту историю.

Сейчас программным обеспечением для отправки чеков и участия в лотерее «Требуй чек – выиграй приз» в Казахстане ежедневно пользуется около 20-ти тысяч человек.

- А почему вы начали с проверки алкоголя?

- Это социально очень значимое направление. В прошлом году в России, если вы помните, много людей погибло из-за суррогатного алкоголя. Мы увидели, что на наших «акцизках» есть уникальные коды, а это уникальная возможность отслеживать контрафакт. У нас есть пилотный проект с министерством здравоохранения, а также хотим запустить проект по отслеживанию контрафактных табачных изделий.

Вообще в следующем году мы планируем сделать открытую регистрацию на своей платформе, чтобы каждый производитель мог самостоятельно зарегистрироваться, а потом либо интегрировать с нами свою базу данных, либо сгенерировать коды в нашей системе и обозначить ими свою продукцию. Это может быть парфюмерия, это может быть производитель тортов и вообще любой, кто хочет защитить свой бренд. Это будет такая же открытая система, как, например, социальные сети.

- Расскажите откуда вы, где учились и почему вообще решили сделать Wipon?

- Я сам закончил КИМЭП в Алматы в 2013 году, по специальности бизнес-администрирование. Родом я из Южно-Казахстанской области, города Сарыагаш. Как-то раз, после вечеринки, мы с друзьями проснулись в не очень хорошем состоянии и подумали, что с этим надо что-то делать.

- Причина была в качестве алкоголя или в его количестве?

- Там явно было что-то не так с алкоголем. А мои друзья, как раз инженеры-программисты. Мы решили сделать так, чтобы любой человек, покупая алкоголь, мог бы определить подлинность продукта. Начали продумывать, что можно сделать. А сейчас у каждого есть смартфон, который позволяет делать очень многое. Стали прорабатывать, строить систему. В истории с алкоголем мы легко отделались, на самом деле очень много летальных исходов – тема действительно очень значимая. Потом мы узнали, что комитет госдоходов открыт к инновациям, там дружат с новыми технологиями.

- Ваша команда разработчиков – это казахстанские ребята, выпускники наших ВУЗов?

- Да, у нас десять человек в команде, все они сейчас в Астане, закончили наши ВУЗы. Прежде чем собрать команду, мы просмотрели почти полторы тысячи резюме. В команде у нас все ребята местные, так что Wipon – это казахстанский продукт.

- У вас был какой-то прототип, или эта идея целиком и полностью принадлежит вам? Где-то в мире есть что-то подобное?

- Подобное есть, но разработка наша, мы все сделали сами. В Европе есть похожие системы по борьбе с контрафактом. В Казахстане и в СНГ с такой системой мы первые. Я видел, что потом в России появилась подобная система. Сейчас нашей системой интересуются в Кыргызстане и Узбекистане. У нас уже было несколько встреч, я надеюсь, там наша система будет внедрена.

- Во время разработки вы оглядывались на то, что уже есть где-то за рубежом?

- Оглядывались.  Мы анализировали подобные зарубежные системы. Есть даже российские компании, но там такая система заточена на B2B. Их проблема в том, что они дорого обходятся производителям, которым предлагают эту систему. Например, есть производитель парфюмерии и ритейлер, рынок контрафакта очень большой. Производитель может узнать, не распространяет ли ритейлер подделку. Это такой элемент системы менеджмента: ритейлеру отгружено 100 единиц товара, больше он продать не может, он должен еще заказать. Продал больше – значит достал где-то контрафакт.

- Откуда вы брали деньги на разработку?

- Мы выиграли несколько конкурсов подряд, где были денежные призы: два раза выиграли Tech Garden, Tech Connect и в других маленьких конкурсах. Еще мы выиграли гран-при на стартап-баттле. На конкурсе мы представили продукт, работающий на начальном этапе. Благодаря тому, что наш проект решает проблему потребителя, государства и бизнеса, жюри и присвоило нам победу, я считаю. До победы в конкурсе мы обходились собственными средствами. Тогда у нас работала только проверка алкоголя.

Затем совместно с КГД в разных регионах мы запустили акцию, суть которой в том, что каждая отсканированная акцизная марка превращается в лотерейный билет. Призы разыгрывали сначала в Астане и Алматы, а потом и в других городах.

- А кто давал призы?

- Призы дают сами департаменты. У нас есть движок, который позволяет делать все это интерактивно, а департаменты, стимулируя население больше сканировать, получают больше информации: кто и где сканирует, где больше контрафактной продукции. Появление акции повысило уровень сканирования примерно в шесть раз. КГД запускали подобную акцию и ранее, но там все было децентрализовано: где-то были приемные пункты, куда люди сдавали чеки, где-то это делалось через WhatsApp. Все это было очень неудобно, и КГД пообещал, что в следующий раз все будет автоматизировано. Здесь мы предложили: «Давайте мы вам сделаем?». КГД вместе с НПП снова поддержали эту акцию, мы предоставили техническую возможность, и в этом году акция запустилась в Wipon-е. Каждое фото чека превращается в лотерейный билет, у КГД появляется реестр чеков, где они с помощью генератора случайных чисел выбирают победителя. Если потребителю не выдают чек, он из приложения может отправить жалобу.

- Как фейковую жалобу отличить от настоящей?

- На одну точку должно поступить несколько жалоб, после чего на место выходит инспектор. Но никто не собирается никого штрафовать, инспектор просто выдает предупреждение.

Поступающие чеки департамент госдоходов может дополнительно проверить на подлинность через свои системы. Если в одной точке несколько раз выданы поддельные чеки, предпринимателю делают предупреждение. Комитет госдоходов говорит о том, что их цель не штрафовать, а поставить на учет как можно больше налогоплательщиков. Они хотят делать это через диалог.

В следующем году акция будет продолжаться, но мы хотим подключить к этому бизнес, чтобы у пользователей появился выбор: участвовать в национальной акции или в акции, например, какой-то торговой сети. Хотя во втором варианте могут быть другие условия, например, минимальная сумма отправленного чека. Для бизнесменов это будет дополнительный маркетинговый канал. Акцию можно будет проводить по уникальному коду на товаре, или по чеку.

Подобные системы за рубежом зарабатывают тем, что просто предоставляют бизнесменам такую систему. Мы предлагаем систему, предлагаем маркетинговую акцию. Компания таким образом защищает свой товар и проводит акцию.

- А как вы планируете на этом зарабатывать?

- Наша модель – это комиссионные платежи за чек, например сумма чека 10 тысяч, процент от этой суммы – наша комиссия. Говорить, что это будет за процент, я пока не могу, этот механизм мы планируем запустить в следующем году. Сейчас мы отрабатываем технологию. С КГД мы сейчас работает на партнерской основе.

- Какие суммы вы выигрывали на конкурсах?

- В Tech Garden мы выиграли 5 миллионов тенге, в Tech Connect мы выиграли 25 тысяч долларов. Еще у нас есть совсем маленькие проекты, в которых мы зарабатываем.

- Пользователи приложения отправляют множество фотографий, которые где-то обрабатываются и хранятся. Сколько это стоит, где находятся сервера?

- Наши сервера находятся в Казахстане, все защищено, там есть хороший интернет-канал. Сервера легко выдерживают поток поступающих чеков, в этом проблем вообще нет. Аренда обходится совсем недорого, проблем с этим тоже нет. На рынке есть много компаний с разными тарифами.

- А как проходит модерация поступающих чеков?

- Касательно алкогольной продукции, у КГД есть система проверки подлинности и учета контрольных марок. Этой системой можно воспользоваться у них на сайте, вручную вбив все данные. Мы внедрили это в мобильное приложение, сделали это все более удобно. После того как пользователь отсканировал чек и получил информацию с систем КГД, генерируется статистический отчет для КГД: инфографика, статданные по областям, городам и даже магазинам. В нашей базе на карте Казахстана уже более 30 тысяч точек, где реализуется алкогольная продукция. Получается, когда кто-то сканирует, у нас появляется информация: в каком городе, и в каком магазине совершена покупка – вместе со сканом чека нам отправляются данные геолокации. На основе этих данных КГД анализирует, где реализуется больше контрафактной продукции. Ведется и статистика продажи по маркам алкогольной продукции. Сейчас, например, в ТОП-10 продаваемых марок алкогольной продукции в Казахстане, 8 – отечественного производства, 2- российского. Стоимость одной бутылки алкоголя в ТОП-10 варьируется от 700 до 1500 тенге.

- Планируете продавать эту информацию?

- Такие планы есть, сейчас мы отрабатываем этот момент. С нами уже связывались юридические организации, которые хотят знать, продукция каких брендов подделывается чаще.

- Кроме вас в Казахстане был кто-то, кто пытался двигать подобную идею?

- Идея, может быть, у кого-то была, но важна реализация и бизнес модель. В IT сейчас важна не столько способность придумать что-то новое, сколько умение сделать из этого бизнес, создать устойчивую команду, и то, как ты умеешь выживать. Надо выстроить правильную модель сотрудничества с ключевыми партнерами. Для нас сегодня это в первую очередь комитет госдоходов. Дальше – Национальная палата предпринимателей и производители.

- Насколько благоприятны казахстанские условия для стартапов?

- Наш стартап существует уже два года, и то, что на коммерциализацию мы выйдем с третьего года – очень хороший показатель для IT. Если проект не выстреливает на третий год – значит с ним что-то не то. Нам осталось буквально несколько штрихов, и проект начнет приносить деньги.

Вообще сейчас благоприятные условия для стартапов в стране: крупные компании начинают понимать, что будущее за IT-проектами, и государство оказывает поддержку различными конкурсами и грантами. Сейчас такое время, когда стартапам можно и нужно развиваться. Я заметил, что во всех университетах у нас дают базовые знания в сфере IT, преуспевают те, кто самостоятельно изучает новые технологии, потому что сейчас в Интернете доступно все. Знаю ребят, которые просто закончили колледж, но к своим 20-ти годам стали профессионалами.

Артур Мискарян