Проблемы алматинских КСК попробуют решать в Интернете

21 Октября 2017 11:10

Однако управляющие компании считают, что проект «Электронный КСК» создаст неудобства горожанам и монополию на рынке.

В начале 2018 года в Алматы в рамках программы Almaty Smart City запускают пилотный проект «Электронный КСК». Переизбрать нового председателя КСК, заключить договор с сервисными компаниями и просто заказать ремонт неисправного крана в квартире горожане смогут через Интернет.

В тестовом трехмесячном периоде будут участвовать девять КСК. По результатам онлайн-голосования жильцов решится, будут ли КСК использовать цифровой документооборот или нет. Об этом рассказали в центре развития Алматы (ЦРА) накануне, презентуя проект. Следить за соблюдением разработанных стандартов и работой операторов проекта «Электронный КСК» будет управление жилья Алматы.  

По словам докладчиков, идея создать электронную площадку для управления и организации содержания многоквартирных жилых домов принадлежит бизнесу, которую поддержал акимат Алматы. Интернет-платформы на свои деньги разработали три компании: «Интегро», Cloudmaker, E-home. Сейчас ЦРА вместе с управлением жилья города Алматы дорабатывают единые правила, по которым будут работать порталы. Выбирать, каким порталом пользоваться удобнее и экономичнее, будут сами жильцы.

«В Интернете в два клика можно заказать пиццу, а почему так нельзя вызвать сантехника или поменять лампочку в подъезде? – спросила председатель правления АО «Центр развития Алматы» Жанна Тулегенова. Впервые акимат согласился на предложение бизнеса, который попросил власть оказать содействие в модернизации работ КСК. Недавно управление жилья Алматы разработало новые правила работы КСК».

Между тем электронные услуги в сфере КСК уже работают в Казахстане. На сайте Top KSK, который действует с 2015 года, зарегистрировано 196  КСК в Алматы. Жители размещают онлайн-заявки к КСК и могут контролировать проведение и качество ремонтных работ.

По словам авторов проекта, а также представителей КСК, для полного внедрения проекта «Электронный КСК» необходимо внести поправки в Налоговый, Административный, Уголовный кодексы, а также в Закон «О жилищных отношениях» и в местные правила.

«У нас есть возражения по поводу недавно принятых новых правил содержания жилья. По нашему мнению, правила должны касаться не только содержания многоэтажных жилых домов, общежитий, а в первую очередь это должно быть направлено в частный сектор, который составляет 20% от жилого фонда города. В правилах также не прописан механизм действий для спасения при землетрясениях и других стихийных бедствиях. Не регулируются пристройки в многоквартирных жилых домах. Из плюсов отмечу, что по новым правилам за нарушения не будут штрафовать жильцов, а только ограничатся предписанием и предупреждением», – сказал председатель ассоциации КСК города Алматы Болат Динистанов.

«Пока еще рано говорить про проект «Электронный КСК». Ведь многие нарушения происходят из-за сыроватости Закона «О жилищных отношениях». Есть пробелы, разночтения. Некоторые тезисы противоречат другим законам. Например, Законом «О жилищных отношениях» регламентируется, что вопросы решаются большинством жильцов на общем собрании, а в Гражданском кодексе указано, что меньшинство имеет право ставить эти решения под сомнение. Иногда дело доходит до суда. Поживем – увидим», – добавил он.

С опаской к новшеству относятся и управляющие компании, которые обслуживают новые жилищные комплексы. По их мнению, проект «Электронный КСК» будет мешать людям и даже может способствовать тому, что на рынке услуг КСК будут доминировать одна-две компании.

«В целом идея с электронным КСК хорошая, но мы хотим обезопасить наших жителей от назойливой рекламы», – делится мнением директор департамента развития компании Facility Management Group Руслан Зульфикаров. «Мы предполагаем, что основная часть дохода компаний, которые разработали этот проект, будет генерироваться за счет размещения рекламы на своих сайтах или мобильных приложениях, а также продажи дополнительных услуг: электриков, сантехников и других. Не исключено, что может появиться дополнительная абонентская плата, как для жителей, так и для управляющих компаний», – пояснил он.

«Вдобавок может возникнуть монополия, которая, естественно, повлечет за собой удорожание услуг. Нам уже предлагали услуги по разработке сайта цифрового документооборота с жителями стоимостью примерно 10-15 миллионов тенге. Но мы рассматриваем разработку собственного программного обеспечения, с тем чтобы самим взаимодействовать с клиентами», – сказал Руслан Зульфикаров.

Так много КСК (824), как в Алматы, нет нигде в стране. Так считает председатель РЦА Жанна Тулегенова.

«Наш город в этом плане уникален. Например, в Астане большую долю рынка занимают управляющие компании, потому что там новое, первичное жилье. В Алматы же больше 80% жилья – это «вторичка». Поэтому приходится придумывать что-то новое».  

Проблемы КСК не решить при помощи введения цифровых технологий, уверены некоторые представители КСК. По их мнению, компании-разработчики просто хотят заработать на услугах.

«Электронный КСК не решит главную проблему – изношенность инженерных сетей в домах. Взносов жильцов элементарно не хватает на ремонт. Я собираю деньги с 12 домов и ремонтирую один дом три-четыре месяца. Владельцы сервисных компаний производят 80% всех работ в долг. Расплачиваюсь, когда другие взносы от жильцов поступят. Что-то вроде финансовой пирамиды, только вниз. И так многие председатели КСК вынуждены выкручиваться», – рассказал abctv.kz председатель КСК, пожелавший остаться анонимным.

Стоит отметить, в апреле 2017 года АО «Астана Innovations» совместно с управлением жилищной инспекции Астаны приступило к реализации проекта «е-КСК», созданного в рамках масштабного проекта «Smart Астана – умный город», в котором приняли участие пять компаний.

Ади Туркаев