Прогресс не поспевает за «Евразией»

02 Ноября 2016 20:13
Прогресс не поспевает за «Евразией»

Бурение скважины для геологоразведочного проекта «Евразия» осложняется отсутствием некоторых технологий. 

Для бурения самой глубокой скважины в мире в рамках проекта «Евразия» необходимо разрабатывать новые виды труб и химических реагентов. Координаторы исследований надеются, что технологическое развитие поспеет за амбициями нефтяников. Напомним, проект инициирован для обнаружения крупных залежей нефти в Прикаспийской впадине, основная часть которых может находиться на глубине 7-15 км. Ранее предполагалось, что на территории Прикаспийской нефтегазоносной провинции могут быть открыты порядка 20 гигантских месторождений (более 300 млн тонн). Сейчас проект «Евразия» находится под управлением недавно созданной дочки НК «КазМунайГаз» - ТОО «КМГ Евразия». В 2017 году она будет трансформирована в консорциум с участием иностранных акционеров.

Легко не будет
Исследования Прикаспийской впадины продлятся шесть лет и поделены на три части. На первых двух этапах - в ближайшие 3-3,5 года после создания консорциума (2017-2020 годы) - будут собраны и переработаны старые данные, и после проведены масштабные геофизические исследования. На третьем этапе (2020-2023 годы) запланировано бурение новой опорно-параметрической скважины «Каспий-1» глубиной 14-15 км. Предполагаемое место заложения скважины – центральная и наиболее глубокая часть Прикаспийской  впадины, где помимо углеводородов лежит большой пласт соляных куполов. Стоимость «Каспий-1» (или бурение одной скважины) оценивается в 335 млн долларов, а весь проект «Евразия» в 523 млн долларов.

«С технической точки зрения прохождение через соляные купола (расположены на 9 км) может ускорить процесс бурения. С другой стороны соль является проводником высоких температур и под этими куполами есть некоторое снижение температуры. Это один из проблемных вопросов при бурении скважины», - отметил координатор проекта «Евразия» Балтабек Куандыков на Каспийской технической конференции и выставке SPE в Астане.  

Сегодня самую глубокую скважину в мире – 13,5 км - удалось пробурить на шельфовом «Сахалин-1» в 2015 году в России во многом благодаря технологии американской ExxonMobil. Этому предшествовал ряд мировых рекордов по бурению на российском проекте в течение 12 лет. Первые работы в этом направлении начались еще в 2003 году. Однако скважину на Прикаспийской впадине планируют бурить уже через 3-3,5 года. Сжатые сроки на подготовку к бурению помноженные, как выяснилось, на отсутствие некоторых решений для таких работ, вызывают вполне обоснованные сомнения у экспертов. В частности, речь идет о необходимости создания новых видов труб и химических реагентов.

«Мы ведем переговоры с российской оборонной промышленностью, где есть высокопрочный металл и цемент, химреагенты и другое. Но сегодня мы не остановились на чем-то, потому еще точно не знаем, какая будет там температура (на глубине 15 км – прим.Авт) и какое давление. Предположительно температура на глубине порядка 15 км составит около 250-300 градусов (по Цельсию – прим. Авт), а давление порядка 2000 атмосфер. На сегодня по нашему анализу, некоторые виды труб, допустим, обсадных колонн (применяемые при бурении нефтяных и газовых скважин – прим.Авт), нет в мире, их надо разрабатывать. То же самое с некоторыми химическими реагентами – таких нет в мире, и их надо создавать специально под температуру и давление», - пояснил г-н Куандыков.

Неудачный опыт первого запуска «Кашагана» (глубина шельфа 3-7 км) три года назад - утечка газа из-за трещин на трубопроводе – напоминает о необходимости использования сверхпрочных материалов и лучшего планирования процессов. Сейчас руководство «Евразии» ведет переговоры и с крупнейшими производителями бурового оборудования в мире, среди которых американские, российские и китайские заводы. Были и встречи с нефтесервисными гигантами (Schlumberger, Halliburton и др.). По ожиданиям г-н Куандыкова, технологические решения, необходимые проекту «Евразия», появятся через несколько лет.  

«Для глубин на 12-13 км в мире уже существует технология и оборудование. Исходя из этого мы думаем, что это (оборудование и технологии для бурения скважины на 15 км – прим.Авт) будет не сегодня, а через 3-5 лет. Технический прогресс будет двигаться дальше. Мы будем активизировать эту работу по завершению переговоров с компаниями после создания консорциума», - добавил координатор «Евразии».

Льготы и другие радости
Сегодня возможность участия в проекте рассматривают Eni, «Роснефть» и «Росгеология», Chevron, CNPC, азербайджанская SOCAR, а также сервисная компания NEOS.  Переговоры с другими компаниями продолжаются. По мнению Балтабека Куандыкова, в конечном итоге в консорциум войдут не больше шести акционеров.  

«Мы ожидаем, примерно в середине 2017 года завершим переговоры по созданию консорциума и начнем работу этого проекта. Туда войдут порядка пяти-шести компаний примерно. Опыт Северо-Каспийского проекта (Кашаган – прим.Авт) показывает, что участие семи-восьми или более участников, усложнит управление организацией.  Что касается «КазМунайГаза», так как она создала дочернюю «КМГ Евразия»,  компания станет стержнем этого консорциума», - заключил он.

В обмен на инвестиции в «Евразию» Казахстан предлагает будущим акционерам некоторые льготы. Фискальные – возврат превышения НДС по товарам и услугам для геологических работ; освобождение от НДС и ввозной таможенной пошлины на импорт оборудования, комплектующих, сырья и материалов. Также, в случае начала коммерческой добычи, казахстанская сторона обещает подогнать налоговый режим для консорциума, который позволит достичь рентабельности в долларах не ниже 15%.

Помимо налоговых преференций, акционерам предоставят право выбрать лучшие участки для недропользования на изучаемой площади Прикаспийского бассейна – контракты будут заключаться без конкурса. До завершения проекта «Евразия» приостановлено заключение новых контрактов на недропользование в пределах данной территории.

Эра легкой нефти прошла
Новая реальность или, как называют ее казахстанские чиновники, «новая нормальность», как оказалось, - это история не только о низких ценах на нефть, но и о трудностях ее извлечения.  Около 80% нефтяных ресурсов страны находится в пределах Прикаспийского бассейна. Там уже открыты три главных месторождения Казахстана - «Карачаганак», «Тенгиз», «Кашаган», а также российские гиганты «Оренбургское» и «Астраханское».  Геологи полагают, что на глубинах 4-5 км искать больше нечего - второй «Кашаган» открыть не получится. Следующие огромные залежи черного золота находятся в Прикаспийской впадине в интервалах глубин от 7 до 15 км.

Напомним, проект «Евразия» был презентован 30 сентября 2014 года президентам Казахстана и России на XI форуме межрегионального сотрудничества двух стран в Атырау. Тогда же состоялся его официальный запуск. Первоначально начать работу проекта и создать консорциум планировали еще в 2015 году. После сроки изменились и список потенциальных участников «Евразии» должен был сформироваться летом 2016 года. Однако пока мы имеем только «КМГ Евразия».

Куралай Абылгазина