Прогресс не поспевает за "Евразией"

Куралай Абылгазина Куралай Абылгазина
17614

Бурение скважины для геологоразведочного проекта "Евразия" осложняется отсутствием некоторых технологий. 

Прогресс не поспевает за "Евразией"

Для бурения самой глубокой скважины в мире в рамках проекта "Евразия" необходимо разрабатывать новые виды труб и химических реагентов. Координаторы исследований надеются, что технологическое развитие поспеет за амбициями нефтяников. Напомним, проект инициирован для обнаружения крупных залежей нефти в Прикаспийской впадине, основная часть которых может находиться на глубине 7-15 км. Ранее предполагалось, что на территории Прикаспийской нефтегазоносной провинции могут быть открыты порядка 20 гигантских месторождений (более 300 млн тонн). Сейчас проект "Евразия" находится под управлением недавно созданной дочки НК "КазМунайГаз" - ТОО "КМГ Евразия". В 2017 году она будет трансформирована в консорциум с участием иностранных акционеров.

Легко не будет
Исследования Прикаспийской впадины продлятся шесть лет и поделены на три части. На первых двух этапах - в ближайшие 3-3,5 года после создания консорциума (2017-2020 годы) - будут собраны и переработаны старые данные, и после проведены масштабные геофизические исследования. На третьем этапе (2020-2023 годы) запланировано бурение новой опорно-параметрической скважины "Каспий-1" глубиной 14-15 км. Предполагаемое место заложения скважины – центральная и наиболее глубокая часть Прикаспийской  впадины, где помимо углеводородов лежит большой пласт соляных куполов. Стоимость "Каспий-1" (или бурение одной скважины) оценивается в 335 млн долларов, а весь проект "Евразия" в 523 млн долларов.

"С технической точки зрения прохождение через соляные купола (расположены на 9 км) может ускорить процесс бурения. С другой стороны соль является проводником высоких температур и под этими куполами есть некоторое снижение температуры. Это один из проблемных вопросов при бурении скважины", - отметил координатор проекта "Евразия" Балтабек Куандыков на Каспийской технической конференции и выставке SPE в Астане.  

Сегодня самую глубокую скважину в мире – 13,5 км - удалось пробурить на шельфовом "Сахалин-1" в 2015 году в России во многом благодаря технологии американской ExxonMobil. Этому предшествовал ряд мировых рекордов по бурению на российском проекте в течение 12 лет. Первые работы в этом направлении начались еще в 2003 году. Однако скважину на Прикаспийской впадине планируют бурить уже через 3-3,5 года. Сжатые сроки на подготовку к бурению помноженные, как выяснилось, на отсутствие некоторых решений для таких работ, вызывают вполне обоснованные сомнения у экспертов. В частности, речь идет о необходимости создания новых видов труб и химических реагентов.

"Мы ведем переговоры с российской оборонной промышленностью, где есть высокопрочный металл и цемент, химреагенты и другое. Но сегодня мы не остановились на чем-то, потому еще точно не знаем, какая будет там температура (на глубине 15 км – прим.Авт) и какое давление. Предположительно температура на глубине порядка 15 км составит около 250-300 градусов (по Цельсию – прим. Авт), а давление порядка 2000 атмосфер. На сегодня по нашему анализу, некоторые виды труб, допустим, обсадных колонн (применяемые при бурении нефтяных и газовых скважин – прим.Авт), нет в мире, их надо разрабатывать. То же самое с некоторыми химическими реагентами – таких нет в мире, и их надо создавать специально под температуру и давление", - пояснил г-н Куандыков.

Неудачный опыт первого запуска "Кашагана" (глубина шельфа 3-7 км) три года назад - утечка газа из-за трещин на трубопроводе – напоминает о необходимости использования сверхпрочных материалов и лучшего планирования процессов. Сейчас руководство "Евразии" ведет переговоры и с крупнейшими производителями бурового оборудования в мире, среди которых американские, российские и китайские заводы. Были и встречи с нефтесервисными гигантами (Schlumberger, Halliburton и др.). По ожиданиям г-н Куандыкова, технологические решения, необходимые проекту "Евразия", появятся через несколько лет.  

"Для глубин на 12-13 км в мире уже существует технология и оборудование. Исходя из этого мы думаем, что это (оборудование и технологии для бурения скважины на 15 км – прим.Авт) будет не сегодня, а через 3-5 лет. Технический прогресс будет двигаться дальше. Мы будем активизировать эту работу по завершению переговоров с компаниями после создания консорциума", - добавил координатор "Евразии".

Льготы и другие радости
Сегодня возможность участия в проекте рассматривают Eni, "Роснефть" и "Росгеология", Chevron, CNPC, азербайджанская SOCAR, а также сервисная компания NEOS.  Переговоры с другими компаниями продолжаются. По мнению Балтабека Куандыкова, в конечном итоге в консорциум войдут не больше шести акционеров.  

"Мы ожидаем, примерно в середине 2017 года завершим переговоры по созданию консорциума и начнем работу этого проекта. Туда войдут порядка пяти-шести компаний примерно. Опыт Северо-Каспийского проекта (Кашаган – прим.Авт) показывает, что участие семи-восьми или более участников, усложнит управление организацией.  Что касается "КазМунайГаза", так как она создала дочернюю "КМГ Евразия",  компания станет стержнем этого консорциума", - заключил он.

В обмен на инвестиции в "Евразию" Казахстан предлагает будущим акционерам некоторые льготы. Фискальные – возврат превышения НДС по товарам и услугам для геологических работ; освобождение от НДС и ввозной таможенной пошлины на импорт оборудования, комплектующих, сырья и материалов. Также, в случае начала коммерческой добычи, казахстанская сторона обещает подогнать налоговый режим для консорциума, который позволит достичь рентабельности в долларах не ниже 15%.

Помимо налоговых преференций, акционерам предоставят право выбрать лучшие участки для недропользования на изучаемой площади Прикаспийского бассейна – контракты будут заключаться без конкурса. До завершения проекта "Евразия" приостановлено заключение новых контрактов на недропользование в пределах данной территории.

Эра легкой нефти прошла
Новая реальность или, как называют ее казахстанские чиновники, "новая нормальность", как оказалось, - это история не только о низких ценах на нефть, но и о трудностях ее извлечения.  Около 80% нефтяных ресурсов страны находится в пределах Прикаспийского бассейна. Там уже открыты три главных месторождения Казахстана - "Карачаганак", "Тенгиз", "Кашаган", а также российские гиганты "Оренбургское" и "Астраханское".  Геологи полагают, что на глубинах 4-5 км искать больше нечего - второй "Кашаган" открыть не получится. Следующие огромные залежи черного золота находятся в Прикаспийской впадине в интервалах глубин от 7 до 15 км.

Напомним, проект "Евразия" был презентован 30 сентября 2014 года президентам Казахстана и России на XI форуме межрегионального сотрудничества двух стран в Атырау. Тогда же состоялся его официальный запуск. Первоначально начать работу проекта и создать консорциум планировали еще в 2015 году. После сроки изменились и список потенциальных участников "Евразии" должен был сформироваться летом 2016 года. Однако пока мы имеем только "КМГ Евразия".

Куралай Абылгазина

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться