Прокуроры нашли нарушения в расширении газопровода Казахстан – Китай

14382

Проект по расширению магистрального газопровода Казахстан – Китай осуществлен с нарушением требований законодательства, заявляет главная транспортная прокуратура.

Прокуроры нашли нарушения в расширении газопровода Казахстан – Китай

Напомним, что газопровод Казахстан – Китай является частью нитки Туркменистан – Китай, первые две ветки которого на территории Казахстана начали строиться в 2008 году, запущены год спустя, а в 2012 году их мощность достигла 30 миллиардов кубометров в год. К этим веткам у казахстанских транспортных прокуроров вопросов нет, а вот к третьей нитке этого трубопровода, позволившей увеличить мощность до 55 миллиардов кубов, у надзорного органа вопросы возникли.

Вернее, не к самой трубе, а к принимавшему ее осенью прошлого года Комитету индустриального развития и промышленной безопасности министерства по инвестициям и развитию. На коллегии главной транспортной прокуратуры начальник управления по надзору за законностью в социально-экономической сфере этого органа Алмас Аманов заявил, что выявленные нарушения касались проектной документации новой ветки.

"Зачастую уполномоченный орган допускает факты формального согласования проектной документации на опасные производственные объекты. К примеру, комитетом согласован проект строительства увеличения мощности Казахстан – Китай, тогда как в нем в нарушение требований закона отсутствовали разделы о проведении внутритрубной диагностики", - сказал представитель транспортной прокуратуры.

А по газопроводам Бейнеу – Шымкент и Алматы – Байсерке – Талгар этот же комитет не только согласовал проекты их строительства, но и принял участие в их приемке без проведения необходимой диагностики. При этом, по утверждению Алмаса Аманова, Комитет индустриального развития и промышленной безопасности проводит проверки на объектах, но эффект от этих проверок минимален.

"Все нарушения на трубопроводах – системные, они допускаются на протяжении многих лет, но о них уполномоченный орган узнает только от нас", - утверждает сотрудник прокуратуры.

Масштабы этого "неведения" комитета в интерпретации транспортной прокуратуры достаточно обширны: порядка 9 тысяч километров трубопроводов в стране находятся "непонятно в каком состоянии", никто не может ответить на вопрос о степени их аварийности, потому что на них просто не проводилась внутритрубная диагностика, которая выявляет дефекты внутри трубопровода. Эта диагностика предусмотрена законодательством, между тем у представителей трубопроводных организаций есть своя версия этого "безобразия".

"Речь идет о трубопроводах, которые на сегодня эксплуатируются периодически, и строились они еще в период отсутствия требований к обязательной внутритрубной диагностики, то есть без специальных пускоприемочных устройств, без определенного радиуса кривизны, - пояснил на коллегии первый заместитель генерального директора АО "КазТрансОйл" Алексей Пирогов. - Но при этом практически все трубопроводы, которые невозможно обследовать внутри, мы обследуем внешними средствами диагностики". И также уточнил, что существующие и также озвученные на коллегии претензии прокуратуры к легитимности организаций, осуществляющих эту самую диагностику, являются вопросом спорным.

"В части легитимности наших подрядных организаций в области диагностики есть у нас некоторое расхождение в понимании разрешительных документов: у наших подрядчиков есть разрешение казахстанских органов к применению средств диагностики в нефтегазовой отрасли, но у них нет разрешения на диагностику в области трубопроводного транспорта, - сказал Алексей Пирогов. - Мы сейчас обратились за разъяснением в уполномоченные органы, мы же считаем себя подразделением нефтегазового комплекса".

А вот с чем "КазТрансОйл" действительно согласен, так это с необходимостью решения проблемы выделения охранных зон вблизи трубопроводов, проходящих через населенные пункты. По имеющейся в главной транспортной прокуратуре информации, на сегодня вблизи магистральных трубопроводов в Казахстане построено более тысячи зданий и сооружений, из них 530 расположены в границах охранных зон.

"В любой момент могут быть построены еще порядка 3700 зданий на пустующих земельных участках", - утверждает Алмас Аманов. По его оценке, в этом виноваты как местные исполнительные органы, раздававшие земельные участки, так и трубопроводные организации, своевременно не принявшие меры по установлению охранных зон и недопущению застройки в их границах.

"В итоге и те и другие сейчас не знают, каким образом переселять людей, изыскивая альтернативные земельные участки и средства для переноса трубопроводов", - констатировал прокурор. По его словам, в отдельных случаях трубопроводными компаниями применяются формальные уловки, которые гарантировать безопасность жизни и здоровью граждан не могут. Так, АО "Интергаз Центральная Азия" путем снижения давления на одном из участков газопровода Ташкент – Бишкек – Алматы перевело его из категории магистральных в разряд распределительных.

"Это решение было продиктовано тем, что в охранной зоне газопровода имеется 128 объектов, в числе которых детский сад на 320 мест, расположенный в 10 метрах от трубопровода, - пояснил Алмас Аманов. - Формально проблема была решена, поскольку для распределительных газопроводов иные требования, в том числе по границам охранных зон, с другой – газопровод остался диаметром 500 миллиметров полностью заполненным газом, и не уполномоченный орган, ни "Интергаз Центральная Азия" не знают, какого масштаба могут возникнуть последствия в случае аварии на нем".

Алексей Пирогов же в ответ признал, что вопрос по застройке охранных зон является "серьезным и острым". "Он появился достаточно внезапно, с 2008 года всячески мы пытались с ним бороться самостоятельно, но в результате только нашего желания и хотения по исполнению норм обязательных охранных зон оказалось, к сожалению, недостаточно", - сказал он. Алмас Аманов сообщил напоследок, что этот вопрос будет рассматриваться на отдельном межведомственном совещании в Шымкенте на следующей неделе (коллегия главной транспортной прокуратуры состоялась 3 мая). Что касается претензий к комитету индустриального развития и промышленной безопасности, в том числе и по газопроводу Казахстан – Китай, то, по словам начальника управления надзорного ведомства, в настоящее время готовится акт прокурорского реагирования по этому поводу.

"Мы его направим министру (по инвестициям и развитию Женису Касымбеку – прим. авт.), будем ставить вопрос о принятии соответствующих мер к виновным лицам, которые допустили эти нарушения", - пояснил Алмас Аманов журналистам.

Игорь Воротной

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться