Рахим Ошакбаев: "У людей есть стимул уходить в тень"

Аскар Муминов Аскар Муминов
14704

Эксперт призвал не душить МСБ и облегчить налоговое администрирование.

Рахим Ошакбаев: "У людей есть стимул уходить в тень" Фото: ortcom.kz

Несмотря на то, что в условиях кризиса, сокращения денежной массы и уменьшения количества субъектов МСБ для поддержки бизнеса необходимо снижать налоги, министерство национальной экономики, наоборот, планирует заметное увеличение фискальной нагрузки, отметил председатель попечительского совета центра прикладных исследований "Талап" Рахим Ошакбаев. Он представил исследование о ситуации в налоговой сфере РК в ходе саммита CFO в Алматы.

Г-н Ошакбаев заметил, что проект Налогового кодекса, разработанный министерством нацэкономики, не сулит бизнесу ничего хорошего, а главный его минус в том, что налогоплательщик продолжит нести правовые риски за действия его контрагентов.

Повышается нагрузка на фонд оплаты труда за счет отчислений на обязательное медицинское страхование, возрастет нагрузка не только на активное занятое население, но и на так называемых самозанятых.

"Зато по снижению налоговой нагрузки мы видим только предложение по отмене социального налога. Его хотят, как в России, разменять на повышение НДС с 12 до 16%. Такие разговоры сейчас ходят. Сейчас обсуждают снижение порога для режима по упрощенной декларации до 100 млн тенге. Пока он составляет 137 млн тенге. Однако это как раз стимулировало МСБ, так как не предусматривался налоговый учет расходов субъектов МСБ в пределах 137 млн тенге, они могли показывать доход, платить с него 3%. Теперь предлагается с 2020 года введение специального налогового режима по упрощенному порядку учета доходов и расходов. Причем именно налоговики, которые участвуют в рабочих группах, считают, что крайне важно вести тотальный учет расходов", - сказал Рахим Ошакбаев.

Бои с тенью
Эксперт заметил, что на 1 октября 2016 года количество действующих субъектов бизнеса сократилось на 104 тыс. единиц, выпуск упал на 6,9%, потеряно свыше 100 тыс. занятых людей. Однако объем налоговых поступлений вырос за год рекордными темпами на 1,1 трлн тенге, или на 23%. Ужесточение фискальной нагрузки идет через распределение планов по сбору налогов. На местах это приводит к тому, что по конкретному предприятию есть позиция того, сколько он должен выплатить налогов независимо от его финансовой ситуации, подчеркнул г-н Ошакбаев.

Эксперт считает, что в пользу роста налоговой нагрузки выступает снижение размера гарантированного трансферта из Нацфонда до 2 трлн тенге. Из дохода в бюджет выпадает порядка 900 млрд тенге. Таким образом, основным драйвером налоговой нагрузки, скорее всего, является рост расходов бюджета. По данным центра "Талап", расходы республиканского бюджета за 5 лет (2011-2016) выросли на 3,5 трлн тенге, или 69%. Резкий рост наблюдался в 2014 году (+18%, или 1,1 трлн) и в 2016 году (+21%, или 1,5 трлн). Несмотря на рост налоговых поступлений, их обеспечение расходов снизилось в 2 раза, с 91% в 2006 году до 45% в 2016 году. Расходы начали финансироваться за счет трансфертов (с 17 до 40%) и дефицита (с 3 до 10%). Бюджетная нагрузка в 2017 году вырастет до 22,5% ВВП, что, по словам спикера, является крайне тревожным фактом.

"Государство борется с теневой экономикой методом ужесточения. Мне же кажется, что ее высокая доля говорит о том, что в Казахстане текущие уровни ставок и платежей очень высокие. И, таким образом, у людей есть стимул уходить в тень. Поэтому для того, чтобы понижать данную статистику, по моему мнению, нужно снижать налоговую нагрузку и упрощать налоговое администрирование. Наши прогнозы улучшает тот факт, что цены на нефть выросли. Семь месяцев назад мы прогнозировали истощение за пять лет, сейчас нужно пересчитывать. В целом я хотел бы успокоить, что объем запасов у нас достаточно высок, причем выше, чем резервы, но тем не менее. В целом мы приходим к выводу, что пополнение госбюджета осуществляется с помощью налоговых нагрузок", - сказал Рахим Ошакбаев.

Рост спроса не трансформируется в экономический рост
Эксперт заметил, что концепцией проекта Налогового кодекса, разработанной МНЭ, основными проблемами определены потери бюджета по НДС и отсутствие учета доходов и расходов. Ключевые задачи, обозначенные МНЭ, – совершенствование механизмов взимания НДС; реформирование специального налогового режима (СНР), предусматривающее обязательное ведение налогового учета доходов и расходов; совершенствование взимания социального налога, в том числе с установлением максимально унифицированной базы обложения социальными платежами; определение особого порядка налогообложения самозанятых лиц; отмена неэффективных налоговых льгот; совершенствование системы налогообложения недропользователей; повышение ответственности за неуплату налогов.

Уже принят ряд предложений по повышению налоговой нагрузки на бизнес. Рахим Ошакбаев заметил, что, несмотря на падение нефтяных доходов, не происходит продекларированной оптимизации бюджетных расходов. Он убежден, что для покрытия бюджетных и внебюджетных расходов средства Нацфонда могут быть значительно истощены в течение 5 лет. В течение этого срока возможности Нацфонда для финансирования ненефтяного дефицита бюджета могут быть еще более сокращены, если средства будут использоваться для поддержки платежеспособности квазигоссектора и банков второго уровня. По его словам, наивысший мультипликативный эффект на ВВП РК имеют услуги "социального" характера. Причиной тому является более низкая зависимость от импорта – спрос удовлетворяется внутри страны, в том числе за счет сложности статистического учета. Таким образом, рост спроса не трансформируется в экономический рост из-за слабых межотраслевых связей.

"Последние 5 лет значительно выросли мультипликаторы финансовых и профессиональных услуг, строительства на экономику. Мультипликаторы сельского хозяйства, электроснабжения и прочих услуг снижались. Доля наемных работников в РК составляет 66% реального экономически активного населения, в то время как в странах ОЭСР в среднем 82%. Для достижения уровня стран ОЭСР численность наемных работников должна вырасти с текущих 6,4 до 8 млн человек к 2030 году – по 500 тыс. каждые 5 лет. За последние 10 лет в РК родилось рекордное количество детей – по 400 тыс. ежегодно. Население 0-9 лет равно 3,6 млн человек, что в 1,5 раза больше населения 10-19 лет. Это дополнительная нагрузка на экономику и систему образования", - заметил Рахим Ошакбаев.

Он считает, что при таких диспропорциях необходимо как можно быстрее сократить текущие расходы бюджета. Потенциал оптимизации составляет порядка 0,9 трлн тенге, считает эксперт. Этот эффект может быть достижим при условии снижения налоговой нагрузки на МСБ; перераспределении 0,2-0,4 трлн тенге на повышение заработной платы учителям до уровня средней заработной платы по экономике – 142 тыс. тенге, и путем модернизации педагогического образования.

Работа на повышение деловой активности
Вместе с тем планируемое уточнение республиканского бюджета на 2017 год предусматривает увеличение расходов до 11,2 трлн тенге (22,5% ВВП), или на 31% по сравнению с 2016 годом. Трансферты из Нацфонда в 2017 году увеличатся более чем в 1,5 раза относительно 2016 года и составят 4,4 трлн тенге. Дефицит республиканского бюджета в 2017 году увеличится на 0,8 трлн тенге по сравнению с 2016 годом и составит 1,5 трлн тенге, или 3,1% ВВП. Ненефтяной дефицит республиканского бюджета в 2017 году прогнозируется на уровне 12% ВВП. Значительный объем госрасходов не оказывает либо оказывает угнетающее влияние на экономический рост. 

"Существенное увеличение расходов на образование будет иметь как долгосрочный, так и краткосрочный положительный эффект на показатели экономического роста, а снижение налоговой нагрузки позволит увеличить доходы бюджета за счет роста деловой активности и выхода бизнеса из тени. Очевидно, что фискальное преимущество НДС нивелируется высокими издержками и правовыми рисками бизнеса. Оптимальным налоговым режимом для многих субъектов МСБ является упрощенная декларация с налогом с оборота без необходимости ведения учета расходов. В свою очередь снижение нагрузки на фонд оплаты труда позволит существенно стимулировать продуктивную занятость. Упрощение налогового администрирования и снижение правовых рисков может оказать более значительное влияние на деловую активность, чем формальное снижение налоговых ставок", - заключил эксперт.

Аскар Муминов

Telegram
ПОДПИСЫВАЙТЕСЬ НА НАС В TELEGRAM Узнавайте о новостях первыми
Подписаться